Логистическая область — большой парадокс современности. Созданная на почве самых технологичных механизмов — транспортных средств — она со временем превратилась в динозавра, который не заметил изменений климата. Десятилетиями с начала цифровой революции в логистике ничего не менялось. Но, кажется, время перемен пришло.
Почему изменений не было?
Спросите любого, кто на рынке более 10 лет, он вам несколько часов будет рассказывать про сложность и непрозрачность процессов, невероятное количество переменных и общие особенности работы. Тем не менее каждый день появляются стартапы, СЕО которых собираются сделать революцию. Пока не получается. Но это материал не про закат эпохи. Расскажем о том, как эволюционируют мастодонты.
Около 7 лет назад журнал The Economist провел исследование, в котором выяснил влияние новых цифровых технологий на цепочку поставок. Итоги были такими:
- новые технологии коснутся всех областей, в том числе и логистической;
- успешный рост будет только у тех компаний, которые начнут осваивать новые технологии;
- за счет новых технологий скрыть плохое качество и огрехи в работе будет все сложнее;
- процессы станут прозрачнее для всех;
- бизнес на основе big data станет основой роста.
В
Роботизированные склады
Давно перестали быть
Сенсорная логистика
Другое направление — так называемая сенсорная логистика. По сути, это сервис для контроля поставок в режиме реального времени, а не только в заданных точках. Он позволяет при помощи специальных меток и датчиков отслеживать не только положение груза, но и заданный температурный режим. А в дальнейшем и правильность маркировки, и угол наклона груза в кузове, и множество других параметров.
Кстати, новые рефрижераторные полуприцепы, которые только поступили к нам в эксплуатацию, тоже обладают набором датчиков, позволяющих в режиме реального времени отслеживать как положение и температурный режим, так и открытие/закрытие дверей полуприцепа.
Документооборот
Следующий большой пласт работы в логистике — документооборот. Цифровизация этой области, с одной стороны, очевидна, с другой — вызывает массу вопросов. Особенно в России. Пока все происходит на бумаге, процессы остаются непрозрачными, а небольшие огрехи можно потерять между стульями. Полная цифровизация приведет к обелению области и, возможно, новым игрокам в старых процессах. Например, государство.
Между тем европейские партнеры уже давно перешли на электронную систему обмена самыми важными документами. И это касается не только коммерческих организаций, но и муниципальных. В соседней Финляндии 10 лет назад была внедрена система единого окна PortNet, позволяющая обслуживать все порты онлайн. Она позволяет в минимальные сроки соблюдать все необходимые формальности и отслеживать положение груза. Системы AREX и ELEX — электронные таможенные системы для оформления торговых деклараций на импортируемые и транзитные грузы и для обработки экспортных деклараций, которые позволяют быстро и без электронной подписи оформить документы и контролировать прибытие и убытие товара.
Отчасти это стало возможно благодаря тому, что на всей территории Евросоюза действует программа регистрации и идентификации субъектов ВЭД — EORI (Economic Operator Registration and Identification). Любому экспортеру, импортеру, перевозчику или владельцу склада достаточно зарегистрироваться и получить специальный номер, который в дальнейшем указывается во всех документах и широко применяется таможенными и другими органами власти при обмене информацией, в том числе и для анализа рисков.
В России пока нет официального стандарта электронного транспортного документа. Поэтому эксперты «ТРАСКО» принимают активное участие в разработке отраслевых стандартов с крупнейшими игроками рынка.
Интернет вещей
Он касается в первую очередь производителей техники, автомобилей, погрузчиков, прицепов. Системы контроля как за автопарком, так и за отдельными единицами транспорта — уже давно не новость. Они позволяют крупным игрокам уменьшить издержки, сократить затраты на топливо и более тщательно прогнозировать обслуживание транспорта, что, в свою очередь, положительно сказывается на надежности и устойчивости бизнеса в целом.
Системы Fleet Management, также активно работающие в «ТРАСКО», являются не только неотъемлемой частью процесса перевозки, но и играют мотивирующую и контролирующую роль в работе с персоналом. Отслеживание мест парковок, количества заправок, да и в целом стиля управления автопоездом каждого сотрудника позволяет сделать далекоидущие выводы.
Bigdata
При работе с этим параметром самый большой вызов для логистической сферы — кадры. Очевидно, что привлеченные