Ваш филиал: Москва
en / ru
07 Июня 2018
Статьи

Какие факторы влияют на формирование ставки при морских перевозках?

За что мы платим? Вероятно, это самый главный вопрос, возникающий у каждого грузоотправителя. Поэтому тема формирования стоимости на тот или иной вид транспортировки кажется нам неисчерпаемой, и мы продолжим срывать покровы с тайн работы транспортной компании. Смело? Зато честно! Новый материал от руководителя департамента мультимодальных перевозок Дениса Моисеева — вашему вниманию.

Если посмотреть на изменение ставки на морской фрахт в ретроспективе, желательно поквартально, то увиденное может повергнуть в уныние. Складывается ощущение, что изменения происходят симптоматично и весьма непредсказуемо. На самом деле, это не так. Просто факторов, влияющих на стоимость, достаточно много. При самом высоком уровне рассмотрения — не менее 15. Их учетом занимаются целые отделы в компаниях морских перевозчиков. Угадать тренды можно, но только самые общие и очевидные. Мы же обозначим основные.

Стоимость нефти

Так называемая бункерная составляющая, то есть стоимость топлива, занимает немалую часть цены фрахта. Очень показателен пример 2012 года. Мировой кризис 2008–2009 годов пошел на убыль, стоимость нефти достаточно высока, и на всех популярных направлениях морские линии закладывают в стоимость фрахта половину на бункерную составляющую. Причем от направления или размера контейнера практически ничего не меняется. Например, фидерное судно средних размеров (класса Panamaх до 3 500 TEUs) обходится в обслуживании в 38 000 долларов в сутки. В эту сумму входит почти все: содержание экипажа, обслуживание, расходные материалы, страхование и прочее. При этом расходы на топливо составляют около 12 000 долларов. Одну треть! Безусловно, перед нами средний показатель, но порядок цифр именно такой.

Значимость этого фактора подтверждает и то, что многие владельцы линий предпочитают заправлять суда в портах России, даже с учетом дополнительных расходов на время простоя и обслуживание. Более низкая стоимость топлива с лихвой окупает эти расходы. Судите сами: в Роттердаме флотский мазут стоит 340 долларов, а в «соседнем» Санкт-Петербурге — 250 за тонну (при норме расхода в день около 12 тонн).

2018-brent-sm-min.jpg

Продолжительность и маршрут

Одно дело — везти контейнер напрямую через океан, но совсем другое — через проливы и каналы, где проход судна зачастую платный. Стоимость перевозки получается принципиально разной, хоть расстояние в первом случае может быть больше, чем во втором. С продолжительностью ситуация такая: чем длиннее рейс, тем больше стоимость содержания судна и выше конечная ставка для грузоотправителя. Плюс в длинных рейсах растут портовые расходы, ведь автономных рейсов, как вы догадываетесь, почти не бывает. Стоимость обслуживания в каждом порту своя (сюда же входят лоцманские услуги, буксировочные, услуги ледокола в зимнее время года и прочее, прочее, прочее). Отсюда и такие колебания — в зависимости от маршрута.

Количество операторов на линии

Обычный закон рынка: чем больше предложение, тем ниже цена. Тут ничего удивительного, но не учитывать его невозможно. Популярные маршруты стоят дешевле, чем экзотические. Кстати, этот фактор можно рассматривать не только как общеэкономический, но и спекулятивный. Формирование политики присутствия на том или ином направлении в определенное время года операторами морских линий будет напрямую сказываться на стоимости ставок, а объединение в альянсы, временные или постоянные, нескольких компаний тоже может привести к изменению ценовой политики.

Общеэкономическая ситуация в мире

Товарооборот между странами, колебания стоимости валютных пар — это все то, на что мало кто обращает внимание, кроме специалистов и трейдеров, однако товарные потоки формируют спрос и загруженность линий. Торговые войны, санкционная политика и сезонные товары (например, на направлении Средиземное — Черное море наблюдаются четыре сезона в зависимости от спроса на фрукты и овощи) в немалой степени формируют количество предложений по перевозке и, как следствие, стоимость.

2018-fracht-sm-min.jpg

Рейсовые расходы

Стоимость ремонта и обслуживания, скоростные характеристики судна — от всего этого зависит ставка. Как именно? Тут много нюансов. Чем выше скорость судна, тем меньше оно затратит дней на перевозку и дешевле обойдется содержание. Следовательно, будет ниже ставка, но при этом вырастут топливные расходы, увеличится нагрузка на узлы и агрегаты. Сюда же относится и вместимость судна. Чем больше контейнеров, тем меньше стоимость перевозки единицы. Нельзя сбрасывать со счетов и арендные ставки на судна. Этот фактор объясняет, почему стоимость контейнеровозов одного размера на разных линиях может значительно отличаться.

Как во всем этом ориентироваться? Задача непростая, и, если вы не хотите погрязнуть в изучении аналитики на долгие годы, рецепт может быть только один: пользуйтесь услугами профессионалов и транспортных компаний, которым доверяете.

Мы в «ТРАСКО» следим за трендами, опыт позволяет нам предугадывать изменения ключевых показателей, а значит, предлагать нашим клиентам наиболее оптимальные цены.