Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
09 ноября 2016
Статьи

Как уплатить таможенные платежи верно и чтобы вам за это ничего не было?

Таможенные платежи, подлежащие уплате в государственный бюджет при ввозе товаров из Китая, как и при ввозе из других стран, не входящих в Таможенный союз ЕАЭС, зависят в первую очередь от таможенной стоимости товара. Хотя в некоторых случаях (скажем, при применении комбинированной ставки ввозной таможенной пошлины) играют роль и некоторые иные характеристики товаров, например количество литров, штук и т. п. Некоторые недобросовестные участники ВЭД пытаются снизить причитающиеся к уплате таможенные платежи. Наиболее частым способом такой «экономии» является занижение цены товара и/или иных компонентов таможенной стоимости ввозимых товаров.

2016-Sbornye-gruzy_1_1-min.jpg
Чем может обернуться такая «экономия»? Как регулируются и контролируются вопросы таможенной стоимости товара? На эти вопросы мы попросили ответить эксперта таможенного дела компании «ТРАСКО» Вячеслава Ивановича Воробьева.

— Вячеслав Иванович, добрый день. Давайте начнем с начала. Как и кем регулируются вопросы таможенной стоимости товаров в России в общем и на таможенных пунктах, граничащих с Китаем, в частности?

— Добрый день. Вопросы таможенной стоимости регулируются в Российской Федерации Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», решениями Комиссии таможенного союза и Евразийской экономической комиссии, приказами ФТС России, зарегистрированными в Минюсте России. Принципиально таможенный контроль товаров, ввозимых из Китая, ничем особым не отличается от таможенного контроля товаров при ввозе из любой другой страны мира, за исключением стран, входящих в ЕАЭС. На основе положений, перечисленных выше, нормативных актов и законов российские компании-импортеры или физические лица (в соответствии с действующим таможенным законодательством именуемые декларантами) должны правильно заявить/задекларировать товар, а представители таможенной службы РФ и Таможенного союза — провести соответствующий контроль и проверку заявляемых декларантами сведений о товаре и в случае выявления нарушений или наличия сомнений в достоверности заявленных сведений и представленных документов провести в соответствии с системой управления рисками (СУР) дополнительные проверочные мероприятия.

СУР играет большую роль в том числе и в вопросах контроля таможенной стоимости товара. Ее место в системе таможенного контроля в Таможенном союзе определено и описано в указанных мной ранее нормативных актах и законах.

Ключевая суть СУР рамочно заключается в том, что таможенные органы и иные контролирующие органы РФ и Таможенного союза, собирая статистику международной торговли и таможенную статистику, выявляют уровень цен (если мы говорим о вопросах таможенной стоимости и рисках занижения таможенной стоимости) на все виды и группы товаров, превалирующих в международной торговле. Компетентными контролирующими органами (в первую очередь таможенными) создается фильтр, который позволяет выявлять случаи значительных отклонений цен на товар, заявляемых декларантами при таможенном декларировании, и уровнем цен на этот или аналогичный товар на мировом рынке.

В случае значительного отклонения заявляемых декларантом цен на товар от контрольных уровней (индикаторов) цен на этот вид товара таможенные органы проводят дополнительные контрольные мероприятия, заключающиеся, как правило, в запросе от декларанта дополнительных документов и сведений, более тщательном изучении всех обстоятельств сделки и еще массе различных мероприятий, которые в итоге позволяют сделать вывод о достоверности или недостоверности заявленных декларантом в таможенный орган сведений относительно таможенной стоимости ввозимого товара.

— Давайте уточним: эти контрольные уровни — средний уровень цен? Ведь не секрет, что китайские производители активно демпингуют на рынке, в том числе охотно снижая стоимость в привязке к объему партии. Насколько это учитывается в документе?

— Система управления рисками позволяет ранжировать товары по происхождению, и, как правило, контрольные уровни (индикаторы) на один и тот же товар производства Европы, КНР или, например, Африки разнятся.

Что касается объемов ввоза и иных аспектов, которые могут влиять на цену и таможенную стоимость товара, то тут при контроле таможенной стоимости или дополнительной проверке таможенным органом рассматриваются все элементы таможенной стоимости и аспекты, повлиявшие на ее величину. С какими-то доводами декларанта таможенные органы могут согласиться, а с какими-то нет.

Если таможенным органом назначается дополнительная проверка, то декларант по письменному запросу должен предоставить представителям таможенной службы достоверные сведения и документы в требуемом объеме или письменно объяснить причины отсутствия таких документов и сведений. Как пример дополнительных документов можно назвать, в частности, экспортную таможенную декларацию страны вывоза, прайс-лист завода-изготовителя (в идеале заверенный ТПП страны-продавца), коммерческое предложение, бухгалтерские документы декларанта по предыдущим поставкам товаров и т. п.

— Самый волнительный момент, уверены, для всех декларантов: что происходит в таком случае с товаром?

— Если у таможенных органов имеются обоснованные сомнения в уровне таможенной стоимости товаров, заявленных для таможенного оформления, таможенные органы в большинстве случаев, назначив дополнительную проверку и запросив у декларанта дополнительные документы и сведения, не препятствуют выпуску товара (при отсутствии обнаружения ими признаков и составов административных правонарушений), но только при условии внесения декларантом на счета таможенного органа обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме, рассчитанной таможенным органом исходя из того, что в случае неподтверждения декларантом по результатом доппроверки первоначально заявленной им таможенной стоимости государство не понесет убытков. Как правило, это денежная сумма, которая подлежала бы уплате, в случае если декларируемый товар соответствовал бы контрольным/индикативным уровням таможенной стоимости. Дополнительная проверка, как правило, не превышает двух месяцев.

Если в результате такой доппроверки выясняется, что таможенная стоимость изначально заявлена достоверно, обеспечительный взнос (обеспечение уплаты таможенных платежей, внесенное декларантом) или возвращается декларанту, или перезачитывается в счет последующих таможенных платежей по будущим поставкам. Если же заявленная декларантом по результатам доппроверки таможенная стоимость будет признана недоказанной, то сумма, внесенная декларантом, уходит в государственный бюджет, а декларант к тому же уплачивает пени за отсрочку уплаты таможенных платежей.

— А в течение двух месяцев, пока идет проверка, можно пользоваться товаром или продать его, например?

— Если не налагалось иных ограничений на товар (например, в рамках условного выпуска), то товар возможно использовать по усмотрению декларанта.

— Кроме административного есть еще варианты наказаний?

— Если речь идет о том, что декларант не смог доказать достоверность сведений, то, как правило, все ограничивается доплатой таможенных платежей и пеней, но в случае выявлении признаков административных правонарушений, например недостоверного декларирования и т. п. (см. КоАП РФ), может дополнительно появиться административная ответственность декларанта с соответствующими санкциями (например, штраф и/или конфискация товара и т. п.). В худшем случае при наличии выявления признаков и состава уголовного преступления может появиться и уголовная ответственность. Но для этого нужно, конечно, «постараться» и действительно проявить криминальные наклонности, включая умысел и сознательное движение на нарушение закона.

— Получается, что случайно «заработать» уголовное наказание почти невозможно?

— Ну, тут, как говорится, было бы желание:)

— Вячеслав Иванович, спасибо за содержательную беседу.

— И вам!