Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
29 июня 2017
Статьи

Прекрасное далеко. К счастью

Какие профессии в скором времени будут не нужны? На эту тему, кажется, только самый ленивый ньюсмейкер не высказался в очередном опусе о том, как роботизация, шагающая по планете, уничтожает миллионы рабочих мест. Под раздачу попали почти все — от водителей чего бы то ни было до журналистов и художников. Спешим вас обрадовать: при написании этой заметки ни один робот не был использован. Прочтите хотя бы из уважения к старому доброму человеческому труду.

2017-photogenica-phx124264068-min.jpg

Как несложно догадаться, логистическая сфера тоже не обделена жаждой автоматизации и роботизации. Мы уже не раз об этом писали, но сегодня решили сосредоточиться на одной технологии, а именно беспилотном транспорте.

По сути, областей активного внедрения несколько: автомобильный транспорт, железнодорожный, воздушный. Постойте, это же основные виды транспорта! Да, верно, и в каждом из них найдется место небольшому, но очень умному роботу. Впрочем, и человеку тоже достанется. Итак, обо всем по порядку.

Начнем с самого романтичного — авиатранспорта.

Управлять тяжелыми воздушными судами, вероятно, в ближайшее время по-прежнему будут высококвалифицированные, хоть и не лишенные человеческих желаний пилоты ввиду сложности алгоритмов и высокой ответственности за ошибку. Как ни крути, мир пока не готов доверить машине управление тоннами железа и топлива в нескольких километрах над землей, хотя и максимально автоматизирует процесс. Большие самолеты, например тот же Boeing 777, обслуживаются в полуавтоматическом режиме с высоты в несколько сотен метров, но два пилота по-прежнему обладают полной властью в кабине. А вот полеты на короткие расстояния (до 15 км) на низких высотах уже активно осваиваются техникой с искусственным интеллектом. На днях даже отечественный банк испытал доставку капсулы с деньгами — вполне удачно. Что уж говорить про западные транспортные холдинги и интернет-гиганты. Они вовсю работают над внедрением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в свою логистическую систему. Впрочем, чтобы понять уровень развития, достаточно посмотреть на хоббийные летательные аппараты стоимостью всего 1000 евро: они уже в состоянии держаться в воздухе около 30 минут и преодолевать расстояние 7 км в автономном режиме. Прямо из коробки. Нужно просто купить, зарядить батарею и почувствовать себя оператором БПЛА.

Изменят ли эти технологии рынок? Вероятно, да, так как упростят доставку мелких грузов до двери клиента. Но не в ближайшем будущем. Обратите внимание, что все тестовые вылеты проходили в отдалении от больших городов, в полях, где минимальный шум в цифровом пространстве, а значит, минимальные помехи и, как следствие, риски получить так называемый fail safe, алгоритм работы, который срабатывает при потере связи с оператором, и приземляется (или выполняет другой набор действий) в автоматическом режиме. И еще момент: промышленные дроны не игрушки, их вес доходит до 30 кг. И потеря такого аппарата — это не только дорого, но и опасно для окружающих.

2017-photogenica-phx85358178-min.jpg

Впрочем, кроме технических проблем есть и законодательные. На сегодня ни одно государство на планете точно не определилось, что делать с рынком летающих дронов. Как регистрировать, управлять и контролировать аппараты? Кто-то продвинулся в этом процессе больше, кто-то меньше, но факт в том, что законодательная база еще слишком сырая для массового внедрения этих систем. Возможно ли решить эту проблему быстро? Сомнительно, ведь систему управления и контроля за полетами БПЛА нужно увязать с существующими транспортными потоками, и это при том, что количество летательных аппаратов с внешним управлением растет в геометрической прогрессии ввиду их низкой стоимости.

Но вернемся на землю. Тут все, с одной стороны, проще: в крайнем случае беспилотник можно остановить (этой возможности лишен воздушный транспорт — его остановить и отремонтировать сложнее). С другой стороны, на земных дорогах и больше информации для обработки. Другие машины, люди, животные, строения. Но и тут эксперты возлагают большие надежды на беспилотные системы. Длительность и монотонность поездок, зарплаты водителей, успешный (условно, конечно) опыт внедрения автопилотов в сегменте легковых авто — все это может сделать беспилотные грузовики востребованными, сходятся во мнении коллеги. Глядите, даже производители грузовиков заодно. Не так давно прошло мероприятие European Truck Platooning Challenge, в рамках которого тягачи компаний DAFTRUCKS, Daimler Trucks, Iveco, MAN Truck & Bus, Scania и Volvo проехали по Европе, преодолев больше 2000 км в режиме автоматической колонны. Это когда вся вереница ориентируется на первый грузовик, следуя за ним с минимальной дистанцией. Все прошло удачно и без происшествий. А по ту сторону Атлантики, в США, компания Otto продемонстрировала собственные возможности по внедрению в грузовики технологий управления без водителя. Тягач, которым управлял компьютер, проехал 200 км с первым коммерческим рейсом, доставив 50 тыс. банок пенного напитка из одного города в другой.

Даже Камский автомобильный завод объявил о создании беспилотника на основе своего бестселлера. Разве это все не удивительно?

2017-photogenica-phx150612312-min.jpg

Конечно, но обратите внимание на небольшую деталь — речь идет о беспилотной поездке в рамках магистралей, по дорогам с отличным покрытием, в хорошую погоду. Все остальное время тяжелая машина управляется водителем, который выводит ее на шоссе, паркует у склада и т. д.

То есть речь идет об оптимизации процесса. Например, с развитием технологии во время движения по шоссе водитель может отдыхать, тем самым снижая простои транспорта.

Железнодорожный транспорт тоже не остается в стороне. Тихо и спокойно на некоторых участках отечественных железных дорог вводятся автоматические перегоны, где машинист лишь наблюдает за происходящим, особо не вмешиваясь в процесс.

Про автоматизированные склады и транспортные биржи мы рассказывали немного раньше. Тут и тут.

Какой вывод? Все это говорит лишь о том, что если вы читаете эту статью в коворкинге, допивая свой утренний смузи, в руках у вас спиннер, рядом с партой — вейкборд, в наушниках — группа «Грибы», то задуматься о том, что вы будете делать дальше в жизни, безусловно, стоит. Шутка. Об этом стоит думать, даже если вы понятия не имеете, что за предметы мы перечисляли выше.

Если серьезно, то как бы консервативно это ни звучало, миру по-прежнему нужны профессионалы, и не очень важно, что они делают — хорошо управляют многотонным грузовиком, выстраивают логистические цепочки или финансовые потоки, — главное, чтобы дело делалось качественно и с любовью.