В канун нового года принято подводить итоги, и сегодняшний выпуск спецпроекта "30 лет «ТРАСКО»" завершает наш годовой цикл историй о жизни компании от людей, которые отдали «ТРАСКО» более 20 лет своей жизни. И чтобы сделать это красиво и интересно, в 12 выпуске мы решили поговорить сразу с двумя людьми, чья жизнь вот уже более 24 лет непрерывно связана с компанией. Они вместе пришли в «ТРАСКО», вместе отрывали и развивали филиал в Елабуге, вместе преодолевали кризисы и новые вызовы, вместе были надежной опорой компании. А сегодня они вместе расскажут свою историю «ТРАСКО». Рады представить вам Наиля Багаутдинова, заместителя генерального директора по Республике Татарстан, и Ирину Романову, заместителя руководителя филиала в Елабуге по экспедированию.
- Наиль, Ирина, спасибо, что согласились на интервью. А что для вас «ТРАСКО»?
Наиль: Я, наверное, здесь отвечу за нас двоих. За почти 25 лет работы для нас «ТРАСКО» — это уже не просто семья, это уже образ жизни! Это большая часть нашей жизни.

- Расскажите, с чего началась ваша история в «ТРАСКО»?
Наиль: Началось с того, что мне позвонила Эльмира Хайрутдинова (сейчас директор по развитию «ТРАСКО» – прим. ред.) (мы были с ней знакомы на предыдущем месте нашей работы, а в тот момент она уже работала в «ТРАСКО») и предложила сотрудничество. Так мы оказались в «ТРАСКО». Затем было знакомство с Евгением Евгеньевичем (Шакалида, генеральный директор «ТРАСКО» – прим. ред.). Он знал, что у нас уже есть определенный опыт работы в транспортно-экспедиционной деятельности, что нам знаком регион в целом и местные перевозчики. Было предложено нам открыть филиал в Елабуге. 1 октября 2001 года мы встретились, обсудили все детали сотрудничества, и с этого дня начали свою работу в компании. Начало выдалось непростым. Первые полгода были большие сложности с работой – регион у нас специфичный, все крупные клиенты уже сотрудничали с другими транспортными компаниями, и просто многие потенциальные клиенты не хотели менять своих подрядчиков на что-то новое. Но опыт работы в этой сфере и определенные связи дали возможность двигаться вперед. Здесь стоит отметить, что изначально мы открывались как структура отдела продаж и передавали все заказы в центральный офис, хотя экспедиционный опыт работы у нас был. И переломным стал момент, когда в марте 2002 года у нашего клиента возникли вопросы к работе нашей экспедиции и клиент достаточно жестко потребовал решить возникшие проблемы. В тот момент я созвонился с Юлией Синельниковой (сейчас заместитель генерального директора по региональному развитию «ТРАСКО» – прим. ред.), а знакомы мы с ней были еще по прошлой работе. Рассказал ей о ситуации, на что она отметила, что у нас с Ириной уже есть опыт в данной сфере и посоветовала взять все на себя и самим грузить машины. И вот благодаря такому «благословению» Юлии мы рискнули, взяли данные загрузки на себя и это стало большим толчком в нашем развитии. Ирина начала грузить машины данного клиента, и уже к маю 2002 года у нас пошло увеличение заказов и объемов. В нас поверило руководство и дало возможность продолжить работу, а уже к концу 2002 вышли на достаточно хороший объем перевозок.
Ирина: Хочу еще добавить, что в то время мы начинали совсем с нуля и первый наш офис: одна комната, обои в цветочек, два стола, два компьютера, два стула. С этого и начался филиал в Елабуге. Уже потом, когда пошли объемы, к нам приехал Евгений Евгеньевич и сказал делать ремонт и расширяться. Но те самые обои в цветочек запомнились на всю жизнь.
- Почему первый филиал в Татарстане был открыт именно в Елабуге?
Наиль: Ну, во-первых, потому что здесь были мы, уже готовые специалисты, которых не нужно было обучать с нуля и мы готовы были работать с первых дней. Плюс рядом с Елабугой были расположены два крупных предприятия нефтехимической и машиностроительной отраслей с большим объемом экспорта, которые впоследствии стали нашими клиентами. Тогда же начинала зарождаться здесь особая экономическая зона, и уже тогда было понятно, что у нее огромный потенциал. Еще один момент – географическое расположение. Мы находимся прямо по пути федеральной трассы М-7. Это все и позволило открыть и развивать филиал здесь.
- Какой была компания, когда вы в нее пришли, какие были мысли у вас?Ирина: Удобное местоположение очень сильно играло нам на руку, как в вопросе работы с клиентами, так и в плане взаимодействия внутри компании. Наши водители буквально проезжали через нас с дальнейшей развилкой на Уфу и Пермь. В те годы бухгалтерия находилась в Москве и электронного документооборота еще не существовало, и водители пачками привозили нам оригиналы документов, счетов, актов, а мы уже передавали их своим клиентам, ну, соответственно, и в обратном направлении могли передать все необходимое.
Ирина: Ну, мы точно тогда не думали о том, что компания станет таким большим холдингом, а мы будем здесь работать столько лет. Мы пришли просто работать и заняли то место, которое нам предложили. И своим трудом добивались успехов, как внутри компании, так и в регионе на рынке транспортных услуг. Мы просто хотели работать в хорошей компании, и «ТРАСКО» была хорошим вариантом для этого. Нас тепло приняли, но мы очень осторожно и потихоньку вливались в коллектив, и только когда появились первые серьезные успехи в работе, у нас появилась уверенность в себе и своих силах в рамках компании.
- Как рос и развивался филиал, какие были сложности за эти годы?
Наиль: В нашем регионе в тот момент была сильно развита внешнеэкономическая деятельность, и основной упор в работе был сделан на международные перевозки. Первые годы мы обзавелись клиентами из Набережных Челнов, Нижнекамска. Пока не открыли офис в Казани, работали с казанскими предприятиями. Потом появились клиенты из соседней Самарской области, Удмуртии, Башкирии. С ростом клиентов росло и количество сотрудников, формировалась команда, которая во многом сохранилась и сейчас. В то время основным требованием при приеме на работу в «ТРАСКО» было знание как минимум одного иностранного языка: английского или немецкого. У нас есть Елабужский госуниверситет с факультетом иностранных языков – его выпускников мы в основном и брали на работу. Кстати, мы с Ириной также учились на данном факультете. Филиал рос и развивался, по Елабуге уже ходили слухи, что есть такая компания, которая набирает молодых людей со знанием языка. В определенное время уже перестали помещаться в старом офисе и переехали в новый, более просторный и современный, где и работаем сейчас. В конце 2022 года, когда закрыли полностью работу с Европой – многое поменялось, во всех аспектах нашей деятельности. Необходимо было полностью перестроить нашу работы. Разворот на 180 градусов. И мы практически начали нуля.
- Вы были теми людьми, кто в свое время открывал филиалы в Уфе и Казани, как это было?
Наиль: Генеральный директор поставил задачу открыть филиал в Уфе. У нас тогда уже были свои клиенты в Башкирии, чьи потребности мы закрывали нашим филиалом, но их было немного. По опыту работы филиала в Елабуге акцент был сделан на молодых людей, владеющих иностранным языком.
Ирина: В то время мы ездили в командировки в Уфу. Я привозила с собой талмуды документов, помогала вести заказы, плюс параллельно обучала девочек, как работать в логистике. Все были без опыта и знаний в данной сфере. Плюс, когда мы были в Елабуге, постоянно созванивались с ними, подсказывали и контролировали работу дистанционно.
Наиль: Уфимский филиал стал достойно работать только после прихода на должность руководителя филиала Валеевой Гузель (до этого момента она работала в нашем филиале в Елабуге). Мне, конечно, жалко было ее отпускать туда, потому что она хорошо работала, вела одного из крупных стратегических клиентов, и вообще хороший и активный человек. Она тогда согласилась и активно начала работу в Уфе. Набрала свою команду и уже много лет успешно руководит филиалом.
Что касается Казани, то у меня всегда была идея открыть там филиал и спустя время после открытия филиала в Уфе, директор поддержал проект с казанским филиалом. Тогда его костяк в основном формировался из наших же сотрудников. Но там тоже были сложности с руководителем филиала, до того момента, как сотрудник Елабужского филиала Антон Липин возглавил филиал в Казани. Он у нас тогда развивал направление продаж, и у него хорошо получалось – привел большое количество клиентов. Но в Казани нужен был надежный человек, и у меня была только одна кандидатура – Антон. И Антон с супругой Марией (которая также работала в филиале в Елабуге) поехали в Казань. И у Антона отлично получилось на новом месте. Сейчас у нас с Казанью полное взаимопонимание.
Ирина: Что Гузель, что Антона из нашего филиала мы отправили с «приданным». У каждого было некоторое количество клиентов, которых они забрали с собой. Это были клиенты филиала в Елабуге, но мы понимали, что ребят как-то финансово надо поддержать на новом месте и дать возможность для развития. Ну, и мы понимали, что надежные проверенные люди на этих местах – это возможность, в том числе, Наилю Ринатовичу сконцентрироваться на работе филиала в Елабуге, где на нем многое завязано по сотрудничеству со стратегическими клиентами.- Получается, что филиал в Елабуге стал кузницей кадров для компании!
Наиль: Ну, каким-то образом получается, что да, так оно и есть.
- 2022-23 года стали непростыми для вашего филиала. Как удалось выправить ситуацию, сохранить костяк коллектива и филиал в целом?
Наиль: Нужно сказать, что предшествующие годы были очень успешными для нас. И даже несмотря на возросшую конкуренцию до конца 2022 года, мы сохраняли определенную нишу в регионе по международным автомобильным перевозкам. Но уже в конце 2022 года мы понимали, что нужно уходить на внутренний рынок и начинать развиваться в этом направлении. Но нам удалось сохранить костяк филиала. Это был сложный момент для всех нас, упал объем перевозок. Но нас тогда поддержал директор, дал нам время спокойно перестроить свою работу. Сегодня мы работаем на внутренних перевозках, пытаемся развивать китайское направление. Коллектив верил в нас, а мы в коллектив. Прошло три года с момента, когда нам необходимо было начинать все с начала, и у нас что-то получилось, а что-то необходимо еще сделать.
Ирина: Добавлю, что в тот момент мы провели большую аналитическую работу и поняли, что оптимальным будет сосредоточиться на внутренних перевозках. Мы постоянно общались с сотрудниками, помогали им перестроиться на внутрироссийский рынок. И конечно, не малую роль в сохранении коллектива и его успехах в этот сложный момент сыграл авторитет Наиля Ринатовича. Ему всегда доверяли внутри компании, у него было большое доверие со стороны клиентов, что всегда очень помогало в переговорах и решении сложных вопросов и позволило нам сохранить и нарастить нашу клиентскую базу. Это нам помогло и в 2002, и в 2022 годах.
- Что будете делать, если скоро откроется Европа?
- Кому вы хотели бы сказать спасибо за совместную работу и, возможно, поблагодарить за помощь и поддержку на протяжении всех этих лет.Наиль: В своё время мы были слишком сосредоточены на международных перевозках. У нас было 17 экспедиторов, и даже их не хватало, чтоб закрыть все потребности в объемах перевозок, что были тогда. Но как показало время, тогда нужно было заняться и другими видами деятельности в логистике. Поэтому наш жизненный опыт подсказывает, что, если Европа откроется, мы не будем покидать ту нишу, которую заняли во внутренних перевозках, но и будем развивать международное направление параллельно. Офисное помещение позволяет расширяться, и у нас сохранились сотрудники, которые ранее работали на этом рынке, они с опытом и знаниями по данному направлению. То есть потенциал у нас есть, поэтому если появятся объемы перевозок – мы их подхватим.
Потенциал есть, желание увеличивать объемы есть, кадры есть – главное, чтобы все наладилось и был мир на Земле. Но даже если в следующем году это направление не откроется, мы не стоим на месте, развиваем Китай, открываем для себя новые направления. И здесь отдельная благодарность нашим пермским коллегам, которые делятся своим опытом с нами и помогают в работе с европейским рынком международных перевозок. И уже сейчас мы видим совсем другие цифры и показатели и морально уже с большим оптимизмом смотрим в будущее.
Ирина: Конечно, как мы уже говорили сегодня, это Евгений Евгеньевич и Юлия Синельникова, которые оказывали нам большую поддержку на всем пути.
Наиль: На всем протяжении работы в компании взаимодействуем практически со всеми департаментами и структурными подразделениями, и всегда находим помощь и поддержку коллег.- Что бы вам хотелось вернуть в жизнь компании из того, что было раньше?
Наиль: Чаще встречаться с коллегами.
- И в завершении нашего интервью, что бы вы хотели сказать наши коллегам?
Ирина: В преддверии нового года, я бы хотела всем коллегам пожелать здоровья, успехов и удачи! А нашей компании хочется пожелать процветания и движения вперед!
Наиль: В связи с наступающим Новым годом, я бы хотел пожелать всем коллегам мира и чтобы закончились все геополитические конфронтации. Хотел бы пожелать коллегам, чтобы берегли себя в это непростое время. А компании «ТРАСКО» я желаю хорошее финансовое благополучие. Если будет благополучие в компании, то оно будет и у всех нас.
- Спасибо вам большое за приятное общение и интересные истории!
На этом мы завершаем цикл историй, посвященных 30-летию компании «ТРАСКО». Спасибо всем, кто согласился в этом году поделиться своими воспоминаниями о том, как строилась и развивалась наша компания, а также спасибо всем тем, кто читал и комментировал эти увлекательные рассказы на нашем сайте и в соцсетях «ТРАСКО». С наступающим всех Новым годом!