Ваш филиал: Москва
en / ru
16 Августа 2017
Статьи

Страхование без страха. Экспортные грузы.

Главная цель любого страхования — предотвратить или минимизировать финансовые потери при неумышленном повреждении груза. И если в случае с транспортировкой по территории России, как правило, есть выбор — страховать или нет, то в случае экспорта груз должен быть застрахован практически всегда. Это требование большинства покупателей. Зачем это делать, мы уже говорили тут: http://www.trasko.ru/articles/12/, но при экспорте, впрочем, как и импорте, есть свои нюансы.

2017-ins_sm-min.jpg

Условия сделки. В зависимости от вида заключенного соглашения может быть несколько видов страхования: обязательное (предусмотрено договорами CIF или CIP) или добровольное. Второй вид делит страховую услугу с оглядкой на форму соглашения:

  • страхование по договору CIF применяется для морских перевозок;
  • страхование по договору CIP применяется при доставке различными видами транспорта.

Справедливости ради стоит отметить, что также существует страхование по торговому соглашению экспортным аккредитивом.

Независимо от того, какой вид страхования будет избран, механизм работы одинаковый. Страхователем может выступать отправитель или перевозчик, а выгодоприобретатель — собственник груза.

Это достаточно стандартные условия, известные каждому, кто сталкивался со страхованием груза. Отличия, например, в расчете брутто-ставки при международной перевозке.

Чтобы получить корректные цифры, необходимо учитывать стоимость самого товара по инвойсу. Эту сумму необходимо скорректировать на 10% в большую сторону. Это требование Инкотермс, которые обязывают производить расчет по формуле 110% стоимости партии для торговых сделок CIF и CIP. Если оформление идет по другим договорам, то формула носит рекомендательный характер.

Следующая особенность — сроки, которые указываются при заключении договора. Можно выделить следующие ситуации:

  • при простом фрахте (товар на складе, в порту или в том же городе, где морское судно) старт договора наступает с момента погрузки на борт;
  • в случае мультимодальных перевозок (CIP) договор начинает действовать с момента передачи товара первому перевозчику.

Главные принципы

На что нужно обратить внимание?

Прежде всего на регулирующие регламенты — Инкотермс, Правила ICC и ГК РФ.

В первых устанавливаются требования к товарам, во вторых — сроки и порядок страхования, а последний нужен для проверки легитимности в российском страховом поле.

На основании этих правовых документов можно сформировать главные принципы составления договора и расчета стоимости страхования.

1. Максимальное покрытие

В рамках торговых контрактов CIF и CIP Incoterms-2000 требуют или рекомендуют:

  • возможность возврата всех потерь выгодоприобретателя (100% стоимости груза, цены его упаковки плюс 10% от суммы);
  • максимальный охват рисков: страховка должна покрывать или все риски — категория «А» по ICC, или уничтожение груза — категория «С» по ICC;
  • в зависимости от маршрута можно рекомендовать учитывать военные и забастовочные риски;
  • охват покрытия стоит выбирать «от склада до склада» или «от двери до двери».

2. Страхование возможно по CMR, а вот возмещение — только при наличии всех документов на груз. При этом стоимость товара в накладной CMR, торговом соглашении и других документах должна быть одинаковой.

Соблюдение этих принципов даст максимальную защиту при перевозке.
Существуют три основные группы рисков, которые могут быть отражены в страховых документах.

  • «Ответственность за все риски» — полное страхование, которое гарантирует возмещение всех убытков.
  • «Ответственностью за аварию» — страхование, которое гарантирует частичное восполнение ущерба, нанесенного грузу под влиянием стихийных природных сил или происшествий.
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» — страхование, которое гарантирует возмещение ущерба только в случае природных форс-мажоров.