Ваш филиал: Москва
en / ru
29 Августа 2018
Статьи

“Требите путь и мостите мост”

Слова великого князя Владимира, вынесенные в заголовок, означают "расчищайте дорогу, мостите настил". С тех пор как они были произнесены, на рубеже Х-XI веков, на Руси многое поменялось, но фраза по-прежнему актуальна. Впрочем, сколько можно о настоящем и будущем, вспомним прошлое. Поговорим о древнерусской транспортной системе с поправкой на время, конечно.
2018-maksimov-2-min.jpg

В X веке в Восточной Европе к моменту формирования крупных торгово-промышленных центров, Киева и Новгорода, появилась острая необходимость в путях сообщения для освоения остальных территорий. К тому же Пскову, который впервые упоминается в летописях в этот период, нужны были какие-никакие дороги. Посему княжеская администрация озаботилась состоянием сухопутных путей и начала, как могла, наводить порядок в болотистых местах.

Дороги плюс


Однако, несмотря на усилия, обустроенных дорог за пределами городов было немного, чего не скажешь об улицах. В местах, богатых лесом, они мостились деревом и, как правило, на длительный срок, не менее 15 лет.
Выглядело это так: на три продольные лаги настилали бревна диаметром 25-40 см, расколотые надвое, плоской стороной вверх. Снизу вырубались специальные пазы для обеспечения плоскости и устойчивости настила. Обязанность по обустройству и поддержанию работоспособности лежала на городском населении и жителях ближайших сел. Это было закреплено в составе древнейшего русского сборника законов: "Русская Правда" (1072 г.) и "Устав князя Ярослава о мостех" (мостовых), записанный в 1265-1266 гг.

На чем поедем?


Под стать дорогам были и средства передвижения. В основном на Руси использовали сани да колесные повозки, причем, первые, ввиду труднодоступности некоторых населенных пунктов, использовали чуть ли не круглогодично. А вот телеги прижились по большей части в южных землях, где с дорогами в силу естественных причин было несколько проще.

Большая часть саней была немногим менее метра, длина – более трех, полозья делали из гнутых дубовых брусьев с пазами, в которые вставляли горизонтальные стояки (копыла), последние могли быть украшены резьбой. Верхние концы копылов вставляли в пазы горизонтальных брусьев, образовывавших ровный настил саней. На первый копыл устанавливали оглоблю. Несмотря на схожесть, существовало несколько модификаций саней в зависимости от назначения: грузовые, пассажирские беговые, ручные и, конечно, детские. Кроме саней использовали волокуши.

Торговые пути и товары


Главный торговый путь того времени – Великий Волжский – соединял средневековую Русь со Скандинавией и Северную Европу с Прикаспием, странами Востока.
По нему в Восточную Европу отправляли потоки серебра, а в Средиземноморье и на Восток – ценные меха, льняное полотно, мед и воск.

Из Средней Азии и Китая везли шелка, из Персии и Индии – пряности и драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость, шелковые и хлопковые ткани.

Расцвет торгового пути пришелся на времена правления Золотой Орды, тогда же была создана система безопасности, основа которой – специальные отряды, охраняющие стоянки, где купцы пополняли запасы воды и провизии.

По тем же дорогам, кроме торговых караванов, следовали и дипломатические грузы с почтой. Однако для них была создана особая система перевалочных пунктов – "ям", где можно было поменять транспорт (лошадей), отдохнуть и восстановить силы. От этого термина и пошло знаменитое на Руси выражение про лихого ямщика.


Картина: А. Максимов. "В усадьбе князя". 1907 год.