Китайское направление в последний год, без преувеличения, «выстрелило» в компании. Рост перевозок — более 100% относительно прошлого года. И без сомнений, это направление — одно из приоритетных для «ТРАСКО». О предпосылках такого роста, положении дел на сегодня и перспективах говорим с коммерческим директором Алексеем Чиняковым.
— Алексей, добрый день. За последние полгода, судя по статистике, Китай вышел на второе место по внешнеторговому обороту с Россией. На первом месте
— Действительно, Германия и Евросоюз до 2014 года являлись самыми популярными направлениями по доставке грузов у наших клиентов. Внешнеторговый оборот — наглядная величина, но у нас, как говорится, свои герои. Большую долю оборота занимают энергоносители, мы, компания «ТРАСКО», по структуре доставки грузов немного больше ориентированы на промышленность и реальный сектор экономики. И с 2014 года видим четкий вектор изменений. Наши клиенты не перестали экспортировать грузы, хотя и немного уменьшили объемы на первоначальном этапе «новой реальности» (в которой есть внешние экономические ограничения) и совершенно точно стали замещать некоторые товарные категории аналогами, которые удается найти в Азии.
Более того, на мой взгляд, гегемония Евросоюза (в нашем контексте) должна смениться. Для этого есть все предпосылки. В Китайскую Народную Республику ушло немало инвестиций, еще больше планируется, множество наших клиентов открыли производственные мощности на территории Поднебесной и практически полностью отказались от европейских поставок. Инвестиции государства как с одной, так и с другой стороны и, конечно, заинтересованность бизнеса в развитии этих внешнеторговых связей.
Да что говорить, европейские производители отказываются от производства на собственной территории, отдавая предпочтение китайским рабочим.
Мое мнение состоит в том, что в течение следующего десятилетия мы увидим смену лидеров по товарообороту.
Немаловажно и то, что за последнее десятилетие сильно выросло качество, которое китайские партнеры готовы предоставить. Да, при этом выросла и стоимость. Но я очень сомневаюсь, что в долгосрочном тренде мы сможем увидеть ситуацию, при которой час работы китайского рабочего будет больше или даже равен стоимости работы европейского рабочего.
— Компания начала разрабатывать китайское направление задолго до изменения внешнеэкономической ситуации. Это было внутреннее ощущение или долгосрочная стратегия расширения географии присутствия?
— Действительно, китайское направление существует в компании более 10 лет. Изначально мы были сконцентрированы на мультимодальных перевозках, авиа, море и пр., однако за несколько лет сильно нарастили объемы по автомобильным перевозкам. Безусловно, главным стимулом этого стала ситуация 2014 года. Но еще до наступления внешнеэкономических ограничений мы в качестве эксперимента запустили новую услугу — доставка сборных грузов автомобильным транспортом из Китая. А новые условия позволили вывести ее на принципиально иной уровень. Тут рост — это, конечно, и удача, но, согласитесь, что это было бы невозможно без тщательного планирования и поиска новых рынков, которыми мы занимались и продолжаем заниматься. Отвечая на ваш вопрос: развитие китайского направления — наша долгосрочная стратегия, взрывной рост — удачное для нас стечение обстоятельств.
— Какова структура импорта грузов клиентов компании? Проще говоря, что возят из Китая в Россию?
— Основной спрос — промышленное оборудование, это не секрет. Мы перевозим сложные и дорогие машины. Немного меньше — товары народного потребления. Однако есть заказы и на опасные грузы, химию и пр.
— Что вызывает наибольшие сложности в работе с азиатскими партнерами?
— Основная специфика — это, конечно, ментальность. Чтобы строить логистику и гарантировать качество, нам необходимо создать с нуля систему, при которой на ключевых позициях будут находиться сотрудники, владеющие одновременно английским и китайским языком, а в идеале еще и русским (само собой разумеется, они должны, как говорится, полностью быть в теме). Это касается любых этапов перевозки, включая официальные таможенные органы.
Мы решаем ситуацию, привлекая к сотрудничеству агентов, которые являются местными жителями и обучались в России.
— За несколько лет конкуренция на этом направлении выросла?
— Если говорить о мультимодалке, то конкуренция стала выше, это факт. А вот доставка автомобильным транспортом на этом направлении — наше
— Вы пользуетесь только одним маршрутом?
— Да, переход Забайкальск и никаких маршрутов через Казахстан или Монголию. Мы не хотим и не будем рисковать грузом клиента.
— Только в этом году были открыты несколько филиалов за Уралом, закуплено немало машин для усиления их позиций, на подходе новая партия длинных прицепов. Какие дальнейшие шаги будут от компании?
— Да, сейчас у нас на Азию работает около 40 автопоездов, полуприцепы для которых мы заказывали специально, и еще привлекаем ресурсы из других филиалов в моменты пиковых нагрузок. Например, такую потребность мы видели в августе, во время пикового роста заказов. Тогда еще более 50 автомобилей отправились на работу в этом направлении.
Кроме того, мы продолжаем развивать «комплексность» услуги, стремимся делать перевозки «под ключ» независимо от сложности задач. А перспективу, безусловно, видим в автоматизации труда, унификации некоторых операций. Следим за новыми трендами в
— Алексей, спасибо за беседу!