В своей практике нередко при согласовании договора либо той или иной перевозки мы слышим буквально следующее:
«Зачем нам дополнительно страховать груз? У „ТРАСКО“ же есть страховой полис на 1 000 000 евро!»
Сейчас объясним.
Такие вопросы являются следствием подмены понятий, отождествления двух типов страхования: страхование гражданской ответственности перевозчика/экспедитора и страхование груза во время его перевозки.
Так в чем же заключаются основные отличия между двумя вышеуказанными типами страхования?
Начнем с определений
Страхование ответственности перевозчика/экспедитора позволяет перевозчику/экспедитору застраховать свою ответственность за физическую утрату и повреждение вверенного ему груза, ответственность перед третьими лицами (клиентами, государственными органами) за убытки, причиненные перевозимым грузом.
То есть основная цель — защита перевозчика/экспедитора от убытков, возникающих в процессе организации перевозки и транспортировки груза и произошедших исключительно по его вине.
Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.
Размер страхового возмещения
Среди грузовладельцев бытует мнение, что перевозчик либо экспедитор, получив груз для перевозки, в случае утраты или повреждения этого груза должен будет полностью возместить ущерб по страхованию ответственности. Естественно, перевозчик несет ответственность за груз с момента его принятия и до момента его выдачи в силу положений нормативных актов, что мы, в свою очередь, всегда подтверждаем нашим партнерам. Но следует знать, что такая ответственность наступает только тогда, когда ущерб причинен по вине перевозчика/экспедитора. В противном случае страховщик вправе отказать в выплате компенсации.
Кроме того, ответственность перевозчика либо экспедитора в зависимости от типа и направления перевозки ограничивается на законодательном уровне.
Пределы ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом без объявленной ценности:
- внутренние перевозки: перевозчик/экспедитор — в размере полной стоимости (Гражданский кодекс РФ, Устав автомобильного и наземного электрического транспорта);
- международные перевозки:
- перевозчик — 8,33 SDR[1] за 1 кг брутто груза (п. 1 ст. 23 Конвенции о договоре перевозки грузов автомобильным транспортом);
-
экспедитор — 666,67 SDR за 1 место либо 2 SDR за 1 кг брутто груза (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7 ФЗ от
30.06.2003 №87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности»).
Перевозки грузов авиационным транспортом:
- внутренние перевозки — 600 руб. за 1 кг груза (ст. 119 Воздушного кодекса РФ);
- международные перевозки — 20 USD за 1 кг груза (Варшавская конвенция).
Перевозки грузов морским транспортом:
- 666,67 SDR за 1 место или 2 SDR за 1 кг груза (Кодекс торгового мореплавания РФ,
Гаагско-Висбийские правила).
Перевозки груза
- в размере полной стоимости груза (Устав железнодорожного транспорта РФ, Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении).
Также грузовладельцам необходимо помнить, что при страховании ответственности перевозчика/экспедитора максимальный размер страхового возмещения определяется страховщиком и страхователем (перевозчиком либо экспедитором) в договоре.
Кроме того, при выплате страхового возмещения учитываются вышеуказанные законодательные ограничения ответственности перевозчика/экспедитора.
Таким образом, при перевозках дорогих грузов лимит страхового возмещения, учитывая различные условия страхования и установленные пределы ответственности перевозчика/экспедитора, как правило, меньше стоимости перевозимого груза, который, в свою очередь, не может гарантировать грузовладельцу полную защиту имущественных интересов.
Главный вопрос: что делать?
Учитывая текущую ситуацию на рынке грузоперевозок, можно сказать, что обеспечить защиту груза возможно только при помощи страхования ответственности и страхования груза. Данные два типа страхования не являются тождественными и взаимозаменяемыми, они скорее дополняют друг друга, защищая имущественные интересы основных участников процесса перевозки.
Текст: Руководитель юридического департамента «ТРАСКО» Тимур Киселев
[1] SDR (специальные права заимствования) — искусственное резервное и платежное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Курс рубля по отношению к SDR опубликовывается Центральным банком Российской Федерации на каждую конкретную дату на официальном сайте www.cbr.ru.