Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
09 ноября 2016
Статьи

Зачем вам страховать груз?

В своей практике нередко при согласовании договора либо той или иной перевозки мы слышим буквально следующее:

«Зачем нам дополнительно страховать груз? У „ТРАСКО“ же есть страховой полис на 1 000 000 евро!»

Сейчас объясним.

Такие вопросы являются следствием подмены понятий, отождествления двух типов страхования: страхование гражданской ответственности перевозчика/экспедитора и страхование груза во время его перевозки.

Так в чем же заключаются основные отличия между двумя вышеуказанными типами страхования?

2016-stock-image-75121535-min.jpg

Начнем с определений

Страхование ответственности перевозчика/экспедитора позволяет перевозчику/экспедитору застраховать свою ответственность за физическую утрату и повреждение вверенного ему груза, ответственность перед третьими лицами (клиентами, государственными органами) за убытки, причиненные перевозимым грузом.

То есть основная цель — защита перевозчика/экспедитора от убытков, возникающих в процессе организации перевозки и транспортировки груза и произошедших исключительно по его вине.

Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.

Размер страхового возмещения

Среди грузовладельцев бытует мнение, что перевозчик либо экспедитор, получив груз для перевозки, в случае утраты или повреждения этого груза должен будет полностью возместить ущерб по страхованию ответственности. Естественно, перевозчик несет ответственность за груз с момента его принятия и до момента его выдачи в силу положений нормативных актов, что мы, в свою очередь, всегда подтверждаем нашим партнерам. Но следует знать, что такая ответственность наступает только тогда, когда ущерб причинен по вине перевозчика/экспедитора. В противном случае страховщик вправе отказать в выплате компенсации.

Кроме того, ответственность перевозчика либо экспедитора в зависимости от типа и направления перевозки ограничивается на законодательном уровне.

Пределы ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом без объявленной ценности:

  • внутренние перевозки: перевозчик/экспедитор — в размере полной стоимости (Гражданский кодекс РФ, Устав автомобильного и наземного электрического транспорта);
  • международные перевозки:
  • перевозчик — 8,33 SDR[1] за 1 кг брутто груза (п. 1 ст. 23 Конвенции о договоре перевозки грузов автомобильным транспортом);
  • экспедитор — 666,67 SDR за 1 место либо 2 SDR за 1 кг брутто груза (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7 ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Перевозки грузов авиационным транспортом:

  • внутренние перевозки — 600 руб. за 1 кг груза (ст. 119 Воздушного кодекса РФ);
  • международные перевозки — 20 USD за 1 кг груза (Варшавская конвенция).

Перевозки грузов морским транспортом:

  • 666,67 SDR за 1 место или 2 SDR за 1 кг груза (Кодекс торгового мореплавания РФ, Гаагско-Висбийские правила).

Перевозки груза ж/д транспортом:

  • в размере полной стоимости груза (Устав железнодорожного транспорта РФ, Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении).

Также грузовладельцам необходимо помнить, что при страховании ответственности перевозчика/экспедитора максимальный размер страхового возмещения определяется страховщиком и страхователем (перевозчиком либо экспедитором) в договоре.

Кроме того, при выплате страхового возмещения учитываются вышеуказанные законодательные ограничения ответственности перевозчика/экспедитора.

Таким образом, при перевозках дорогих грузов лимит страхового возмещения, учитывая различные условия страхования и установленные пределы ответственности перевозчика/экспедитора, как правило, меньше стоимости перевозимого груза, который, в свою очередь, не может гарантировать грузовладельцу полную защиту имущественных интересов.

Главный вопрос: что делать?

Учитывая текущую ситуацию на рынке грузоперевозок, можно сказать, что обеспечить защиту груза возможно только при помощи страхования ответственности и страхования груза. Данные два типа страхования не являются тождественными и взаимозаменяемыми, они скорее дополняют друг друга, защищая имущественные интересы основных участников процесса перевозки.

Текст: Руководитель юридического департамента «ТРАСКО» Тимур Киселев

[1] SDR (специальные права заимствования) — искусственное резервное и платежное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Курс рубля по отношению к SDR опубликовывается Центральным банком Российской Федерации на каждую конкретную дату на официальном сайте www.cbr.ru.