Страна, на пересечение которой на самолете требуется не менее десяти часов, совершенно точно нуждается в развитой транспортной системе. Следовательно, представить ее без автомобильного транспорта просто невозможно. Как он развивался? Посмотрим.
Можно смело сказать, что на рубеже
Тем не менее к 1917 году в стране насчитывалось около 40 тысяч автомобилей, приобретенных за рубежом или собранных в том или ином виде локально, которые, впрочем, в годы перехода власти существенно износились и требовали ремонта или замены.
После революции советская власть осознавала необходимость развития транспорта, поэтому спустя год был образован центральный автотранспортный отдел, в функции которого входило управление всеми транспортными делами. А уже в июне 1920 года приняли первый государственный документ, регламентирующий вопросы использования автомобильного транспорта — декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об автодвижении по Москве и ее окрестностям (правила)», лично подписанный вождем, товарищем
Еще через год при Наркомате путей сообщения организовали Центральный комитет по перевозкам, что стало началом создания транспортной системы страны, а логическим продолжением послужило введение платности перевозок, тарификации и определения порядка перехода всех транспортных организаций на хозрасчет.
Вместе с тем в СССР стало развиваться автомобилестроение. Первые грузовые автомобили сошли с конвейера столичного завода АМО в 1924 году, проехали по главной площади страны во главе колонны демонстрантов на традиционной демонстрации 7 ноября с определенной долей торжественности, разумеется.
Источники фотографий: Завод МАЗ, завод ЗИЛ.
Невероятно, но к 1936 году страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по производству грузовых автомобилей. Начался экспорт, яркий тому пример — Турция, закупившая внушительную партию машин, что дало стимул вести развитие транспортной отрасли со всей осознанностью и серьезностью.
В ближайшее десятилетие в стране и союзных республиках были организованы самостоятельные наркоматы автомобильного транспорта, сеть транспортных предприятий по ремонту и обслуживанию, проведена значительная работа по повышению эффективности перевозок, борьба с порожними пробегами и впечатляющая подготовка кадрового состава.
События 1941–1945 годов смешали карты промышленникам, в военное время созданная инфраструктура служила иным целям. Восстановление началось ближе к
Что касается инфраструктуры, то за годы советской власти протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием была увеличена с 37 тысяч до более чем 800, грузооборот вырос с 0,1 до 480 млрд
Вместе с рекордными показателями сложно не отметить уровень правового регулирования перевозок, который явно отставал по темпам развития. Достаточно упомянуть, что нормы о договоре перевозки длительное время просто отсутствовали, а Гражданский кодекс РСФСР от 1922 года и вовсе не включал
Впрочем, об особенностях законодательного регулирования автомобильных перевозок в Стране Советов и России мы еще не раз с вами поговорим. В других материалах.