В этом году в России заработала система единого транспондера для движения по всем платным магистралям. Их на сегодня не очень много, но планы по взиманию платы за определенные участки размашистые. При этом движение по платным участкам не сказать, чтобы насыщенное, ведь у нас всегда есть бесплатная альтернатива — с качеством покрытия похуже, скоростным лимитом пониже, но зато проезд совершенно безвозмездный. Другое дело — Европа. Там такой свободы нет уже давно.
Проект по единой для еврозоны системе оплаты так и не реализован, поэтому правила в странах Старого Света отличаются. Кроме того, что есть два основных принципа формирования стоимости сборов (согласно первому необходимо платить за километры пути, а второй подразумевает оплату по временному периоду), некоторые еще и добавляют НДС к стоимости проезда. Это может быть как 15, так и 25%.
И такая ситуация в 22 из 27 стран Евросоюза, то есть только пять стран оставили дороги бесплатными. Более того, о многих платных дорогах нужно догадываться. Хорошо, если плату с
Начнем с Республики Беларусь. В этой стране существует система взимания платы за дорогу. Водитель должен знать, что для проезда необходимо приобрести транспондер, зарегистрировать его в системе и по звуковым сигналам отслеживать списание денег при проезде через специальные рамки. Никаких кордонов не существует и в принципе проехать «бесплатно» можно вполне беспрепятственно. Вот только штрафы на «выходе» получаются весьма внушительными (от 260 евро). Для легковых автомобилей с российскими номерами проезд бесплатный.
В Польше, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, Австрии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Бельгии используются приборы оплаты дорог. Стоимость берется за километр пробега в зависимости не только от типа транспортного средства и грузоподъемности, но и от экологического класса.
Дания, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Румыния, а также Литва и Латвия используют специальную маршрутную карту для грузового транспорта, которую можно заказать на сайте или купить на заправке. Так называемая евровиньетка — это оплата за время пользования дорогами.
В большинстве этих стран проехать бесплатными путями просто невозможно, а штрафы за неоплату существенные (например, в Чехии — от 300 до 800 евро, в Австрии — от 240 евро), их, кстати, попросят оплатить на месте. Совершенно официально, но суть от этого не меняется.
Из всех европейских стран наиболее интересные отличия есть у Швейцарии. Здесь оплата зависит от пробега и веса перевезенного груза! Водитель сам должен заполнить бумажный ваучер о пройденном километраже по стране. Выглядит анахронизмом, но необходимость исполнения и вероятность быть оштрафованным за неоплату нельзя игнорировать — штрафы от трехкратной до пятикратной величины дорожного сбора.
После всего этого дороги Германии кажутся предельно доступными, грамотно организованными и вполне
Кстати, в Европе большое количество платных мостов и тоннелей. Потеря бдительности и здесь может обернуться в «штрафную копеечку».
И это все — только начало. Дорожные налоги, плата за тоннаж и прочее — впереди. К этому еще вернемся в будущих материалах. Оставайтесь с нами.
Страна | Тип оплаты | Стоимость |
Беларусь | за километр | от 0,04 до 0,145 евро |
Польша | за километр | от 0,09 евро |
Франция | за километр | от 0,05 до 0,1 евро |
Германия | за километр | От 0,08 до 0,22 евро |
Россия | за километр | 0,025 евро |