Вопреки расхожему мнению, что на экспорт из России поставляются только металл, лес и углеводороды, экспорт товаров малыми партиями хоть и не сравним с импортом, все же есть. Как и есть масса вопросов об особенностях этого типа транспортировки.
В каком случае может возникнуть необходимость сборной доставки на экспорт?
Поясняем. Например, вы открыли небольшой бизнес и штучно поставляете товар своим европейским партнерам или, напротив, покупаете крупными партиями, однако — вот досада — периодически случаются возвраты небольшой части партии (реэкспорт).
А еще может быть переработка товара вне таможенной территории — это когда товар нужно обслужить на территории изготовителя и вернуть в РФ.
На самом деле могут быть еще и другие варианты, но мы остановимся на этих трех наиболее актуальных для России. Возможно,
При том что, на первый взгляд, поле для деятельности большое, предложений на рынке перевозок на услугу десятки, специалистов единицы, а как доходит до перевозки — так и вовсе хоть сам за руль садись. Чтобы обсудить детали, мы отправились к руководителю филиала «ТРАСКО» в Перми Денису Киве, и вот что он рассказал.
— Действительно, главные задачи, которые могут возникнуть при отправке на экспорт в составе сборного груза, именно такие: отправка грузов на стандартный экспорт (
Но самый большой объем, безусловно, обеспечивает первый случай — стандартный экспорт. Он же конкурирует с большинством услуг по доставке — авиа и комплектными машинами, что намного быстрее, но существенно дороже. Самый близкий к этому сервису — 2- или
— И раз уж мы заговорили о стоимости. Из чего складывается цена доставки экспортного сборного груза для клиента?
— Тут есть несколько ключевых факторов.
Маршрут перевозки, данные по грузу (габариты, вес брутто каждого места), так как нужно рассчитать, сколько места груз займет в кузове автомобиля. Это самое очевидное.
Упаковка — европалеты, или нестандартные палеты, или ящики, или навал. Особое внимание следует уделять нестандартной деревянной упаковке (палеты, распорки
Другие особенности груза — терморежим или класс опасности.
Также на стоимость перевозки будет влиять стоимость груза — не напрямую, но транспортировка дорогих грузов (дороже 30 000 и 200 000 евро) будет стоить дороже, чем недорогих.
— Один из самых сложных и обсуждаемых вопросов: как оформить экспорт? За этим, казалось бы, простым понятием может быть скрыто немало сложностей. На поверхности два очевидных варианта оформления товара и еще бесконечное множество способов сделать это с использованием услуг темных личностей и не очень прозрачных схем.
— Да, вы правы, есть два наиболее распространенных способа.
Самостоятельно — для этого необходимо составить и подать таможенную декларацию на товары (ДТ) на таможенный пост. После выпуска этой декларации таможенными органами можно отправлять груз на консолидированный склад
Еще вариант — доверить таможенное оформление третьим лицам. Нам, например. Ведь «ТРАСКО» как таможенный представитель может оказывать услуги таможенного оформления груза не только импортного, но и экспортного. Мы рассказываем нашим клиентам обо всех особенностях документального оформления.
И тот, и другой вариант вполне приемлемы и могут быть рассмотрены в зависимости от потребностей грузоотправителя.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос о реэкспорте оборудования. Такая таможенная процедура достаточно сложна для оформления ввиду необходимости получения и оформления большого количества разрешительных документов:
по сути, это груз под таможенным контролем, поэтому и покинуть территорию страны он тоже должен под таможенным контролем. Для этого у автомобиля должен быть допуск к перевозке грузов под таможенным контролем, то есть возможность пломбировки, или возможность пломбировки должна быть у груза;
необходимо обеспечить процедуру таможенного транзита и оформить таможенную транзитную декларацию. Способов обеспечения таможенного транзита несколько. Самый популярный — таможенный перевозчик. Присутствие «ТРАСКО» в Реестре таможенных перевозчиков позволяет нам осуществлять и данный тип перевозок, но, к сожалению, пока только отдельными машинами в экспортном направлении (не в составе сборного груза).
— И все же если сравнивать эти два способа, какой из них выгоднее? Очевидно, что самостоятельное оформление дешевле, но трудозатратнее. Не получится ли так, что желание сэкономить выльется в чудовищные потери времени и нервов?
— Думаю, подход тут такой: если экспортер крупный и отгружает не менее трех грузов в неделю, то у него, скорее всего, есть штатные специалисты по таможенному оформлению, занимающиеся оформлением таких грузов, и нет смысла обращаться к таможенному представителю за этой услугой. Для него самостоятельное оформление выгоднее и по деньгам, и по времени. Другое дело, если экспортер начинающий или объемы небольшие, и тогда не очень разумно держать в штате такого специалиста, целесообразнее обратиться к третьим лицам.
И еще необходимо помнить о том, что при самостоятельном оформлении экспорта всегда есть риск досмотра груза. А ведь для этого необходимо будет доставить его на склад временного хранения, возможно, он даже будет опломбирован, что усложнит логистику груза и схему его доставки (а соответственно, и увеличит стоимость транспортировки). Проще говоря, если есть возможность, лучше доверить оформление оператору сборной линии на базовом терминале.
— Еще один спорный, но важный вопрос: как вернуть НДС экспортеру? Очевидно, что если экспортер оформляет груз самостоятельно, то проблем никаких. Ему просто необходимо оформить ДТ, конечно, от своего имени, прописать размер налога, который пойдет в зачет при очередном налоговом декларировании. А вот как вернуть его, если оформление идет через посредников, например «ТРАСКО»?
— Все точно так же. Так как мы не являемся экспортером (мы таможенный представитель экспортера), все документы оформляются на прямого экспортера под его прямой контракт, мы лишь выступаем его представителем в таможенных органах. Поэтому никакой разницы в возврате НДС не будет.
Другое дело, если вы решили воспользоваться услугами специальной компании, предоставляющей услуги по аутсорсингу ВЭД, которая, по сути, выкупает у вас груз и далее самостоятельно оформляет все дальнейшие процедуры. Но нужно помнить о том, что для того чтобы вернуть НДС, нужно заранее договориться о компенсации. Ведь в конечном итоге налог будет учтен в налоговой декларации компании, которая отправила груз на экспорт.
— Денис, но глядя на все эти не самые простые операции, особенности и телодвижения, возникает логичный вопрос: а зачем в принципе все это нужно? Почему покупатель сам не может доставлять купленные товары по принципу EXworks, проще говоря, самовывозом?
— В теории, конечно, может. Это не запрещено. Есть даже прецеденты и такие перевозки.
Но отметим, что в чистом виде самовывоз невозможен, потому что в классическом самовывозе продавец отдает товар, и далее его вывоз — забота покупателя. А реальность РФ такова, что это сделать почти нереально. Провести таможенное оформление товара на экспорт все равно придется продавцу.