Тема высоких технологий и передовых решений не дает нам покоя. А как иначе — что ни день, то новый стартапер с горящими глазами грозится изменить очередной рынок. Нас, конечно, больше всего волнует рынок автомобильных перевозок. Вот и поговорим о беспилотных системах. Их уже собираются внедрять не в новые автомобили, а в принципе в любые тягачи. Последний пример — стартап Otto, о котором мы писали в нашей группе в Facebook. Как скоро водителей заменят не устающие и не ошибающиеся роботы? Субъективный взгляд начальника транспортного отдела Александра Пятибрата.
— Александр, неужели человек исчерпал свои возможности за рулем?
— На мой взгляд, человек — сам по себе система вполне себе ничего: миллионы лет эволюции (будем традиционны) наделили нас способностями, которые уникальны, и повторить их искусственно в обозримом будущем достаточно сложно. Однако это явно не касается нашей способности управлять высокотехнологичными транспортными средствами.
Самолеты уже давно без пилотов могут летать, а грузовики и подавно ездить смогут. Но самолеты самолетами, а на земле ситуация несколько иная, чем в воздухе. В небе только птицы и другие самолеты, а на дорогах объекты по своим физическим свойствам, поведению и степени потенциальной опасности куда более разнообразны.
— Александр, дело в том, что структура неба немного неоднородна, плотность, температура воздуха, наличие/отсутствие грозовых фронтов и ветров
— Порассуждаем. Тот же стартап Otto создавался не с целью полностью заменить водителя. Передвигаться на стоянках, складах должен
Для начала вспомним, что режим труда и отдыха водителей строго регламентирован. И помимо непосредственно управления автомобилем есть такое понятие, как «другая работа», и она приравнивается к вождению! Например, прохождение медосмотра. Ну что это — сиди себе на стуле, меряют тебе давление и пульс,
— Но все же давайте сравним: водитель vs машина.
— Казалось бы, ну куда нам до компьютеров — они вон как быстро считают, не устают, не засыпают, реагируют мгновенно… Но не торопитесь с выводами.
Начнем с визуального ряда. Человек видит на 160–170 градусов по горизонтали и примерно так же по вертикали (и это не поворачивая головы — да, это с периферийным зрением, но движение сбоку уловить мы можем). Вдаль — на несколько километров. Возможно, такие сверхспособности и избыточны, по идее, нужно смотреть только вперед на расстояние немногим больше тормозного пути машины, и этого будет достаточно. Но… Но мы не просто видим — мы понимаем, что мы видим. Размер объектов, их физические свойства, удаленность, возможное поведение: мы без труда отличим низколетящую птицу от ребенка, едущего наперерез на велосипеде. Туриста, бодро шагающего по обочине с рюкзаком, от уставшего человека изрядно навеселе, который непонятно куда пойдет в следующий момент. Пустую пластиковую бутылку, лежащую на дороге, от большого камня. И так далее и тому подобное.
Попробуйте научить этому компьютер — колонизировать Марс будет намного проще.
А вдобавок мы еще слышим подозрительные звуки в машине, сообщения от других водителей по рации, чувствуем запахи. Плюс в стрессовой ситуации мы соображаем и принимаем решения намного быстрее. Не всегда, конечно, но мы же рассматриваем идеальный мир.
Безусловно, все эти суперспособности совершенно ни к чему на идеальных трассах. Огороженных от внешнего мира надежным забором, исключающим проникновение внутрь любых органических существ, идеальной разметкой, ровным покрытием без
Так что же получается, пока зыбкое равновесие между способностями человека и холодным разумом машины достигается исключительно благодаря бюрократическим проволочкам и несовершенствам инфраструктуры? Пойдет ли человечество по пути устранения этих недостатков или сосредоточится на скоростных магистралях типа HyperLoop (где об участии человека в управлении транспортом в принципе речь не идет), покажет время.
Мы же продолжим совершенствовать системы управления логистическими цепочками и тщательно следить за тем, чтобы режим труда и отдыха безукоризненно соблюдался, помня о том, что настоящий автолюбитель никогда не спит за рулем. По крайней мере пока.