Парадигма, в которой жил рынок транспортной логистики последнее десятилетие (главное — скорость доставки и цена), изживает себя. Новые сервисы, прогресс, в том числе и в транспортной логистике, порождают новые требования. Впрочем, новые ли?
Цитата, вынесенная в заголовок материала, принадлежит известному менеджеру Эдвардсу Демингу, который сформулировал 14 базовых принципов работы предприятия, стремящегося к совершенству. Осознанно или интуитивно, но они реализуются нынешними успешными управленцами, пускай и в интерпретированной форме.
Например, один из них гласит: «Прекратите практику заключения контрактов, основываясь только на одном критерии — низкие цены на продукцию».
Действительно, цена в эпоху непростой экономической ситуации — важный фактор, однако не всегда решающий. Согласитесь, среди равных по стоимости предложений, но от разных по надежности компаний, очевидно, что вы выберете ту, которая обеспечит лучшее качество. Другое дело, что под словом «качество» каждый может подразумевать свое: это может быть и скорость ответа на запрос, и доставка раньше срока, и коммерческое предложение на фирменном бланке, и многое другое.
И, если уж быть совершенно откровенными, сфера грузоперевозок является рынком покупателя, где заказчик может выбирать исполнителя услуги среди множества предложений. Перевозчики, в свою очередь, вынуждены или улучшать качество, или оптимизировать стоимость.
Кто выигрывает? Тот, кто выбирает по совокупности факторов, а не по
Звучит просто, но так ли это на деле? Как правило, заказчик обязательно хочет получить груз в оговоренные сроки, по зафиксированной стоимости, в целости и сохранности — это базовые требования. Но как понять, будут ли они исполнены, сравнивая примерно одинаковые коммерческие предложения? Сотрудники крупных транспортных компаний вместе с коммерческими предложением готовят презентации, в которых дается информация о перевозчике. Вот только и из них не всегда ясно, что является реальными преимуществами, а что можно отнести в раздел достижений, которые влияют на сервис менее явно.
Преимущество для клиента — это возможность оптимизации ставки за перевозку благодаря тому, что компания перевозит большее количество грузов большему числу клиентов на большем количестве транспорта.
Вас вряд ли интересует, сколько сертификатов имеет та или иная компания. Куда важнее стабильно получать качественный сервис.
Собственный регулярно обновляемый парк — это выглядит как преимущество? Само по себе вряд ли, а вот в комплексе с системой управления этим парком, при которой менеджеры транспортной компании проверяют состояние каждого автомобиля, отслеживают маршрут и оперативно вмешиваются в происходящие процессы, — наверняка. А «свежие» автомобили уменьшают трудозатраты на обслуживание, приятны персоналу в эксплуатации и, конечно, являются сами по себе имиджевым элементом.
Есть и еще один фактор: некоторые европейские страны запрещают проезжать на их территорию тягачам с двигателями
Парк прицепов и полуприцепов тоже важен, так как их разнообразие дает возможность работать на разных направлениях: в Европе разрешены полуприцепы с максимальной длиной 13,6 метра, в Китае длина полуприцепа может составлять 16 метров (без увеличения максимально разрешенного веса груза).
А теперь пример того, как перевозчик может помочь вам экономить. Допустим, вы отправили запрос доставки сборного груза в две транспортные компании. От первого перевозчика вопросов не последовало — вы просто получили ставку. Зато менеджер по продажам второй компании связался с вами, чтобы уточнить некоторые детали. В итоге стоимость доставки груза вторым перевозчиком оказалась выгоднее. Выгоднее, потому что им был учтен один важный фактор: характеристики грузовых мест позволяли штабелировать груз. Опытный продавец получил подтверждение такой возможности, в итоге была предложена транспортировка по более привлекательной цене.
Все это касается не только автомобильных перевозок. Фраза «наличие развитой сети агентов» в презентации компании скрывает под собой годы опыта, переговоров, проб и ошибок. Очевидно, что опытная компания, работающая на рынке десятилетия, понимает цену сотрудничества и реально оценивает имиджевые риски. Она не будет рисковать там, где это не оправдано, а сосредоточится на том, что она реально может сделать на достаточно высоком уровне.
Итак, сейчас важны не только сухие цифры коммерческого предложения. Клиент транспортной компании, как и клиент в любой сфере деятельности, ценит заинтересованность исполнителя услуги в нем. Это в первую очередь выражается в понимании перевозчиком потребностей заказчика, в возможности перевозчика проанализировать, что действительно нужно клиенту.