Технология блокчейн давно перестала быть
Для начала, как обычно, немного занудств. Исследовательская группа Digital Supply Chain Institute (DSCI) выяснила, что среди профессионалов в области логистики только 30% респондентов представляют, что такое блочная система и как ее можно применить в их области деятельности, 35% изучают ее возможности, и лишь 1% применяют. При этом по результатам другого центра исследований специалистов по логистике (американского APQC) выяснилось, что около 1/3 видят в технологии потенциал для создания конкурентного преимущества, а около 10% уверены, что за ближайшие 10 лет блокчейн изменит индустрию.
Так что же такое блокчейн? Проиллюстрируем на простом примере: представьте обычную папку с документами у вас на рабочем столе компьютера. В ней все, что связано с перевозками: накладные, договоры на транспортировку, скрины и сканы, а также в лучшем случае снимки экрана с перепиской с коллегами и партнерами из различных мессендежеров. Проще говоря, в эту папку вы сложили все, что относится к перевозке, и разбросано по компьютеру, почте, мессенджера. Попытались упорядочить рассредоточенный хаос, собрав его в одном месте. Однако любой технический сбой в состоянии уничтожить часть документов или их все, потеря или блокировка аккаунта в мессенджере и вовсе оставит вас без критически важной информации.
Технология блокчейна, напротив, поможет упорядочить всю эту информацию. В единой, доступной для всех участников процесса системе собраны совершенно все документы по перевозке в одном формате, коносаменты, декларации, сертификаты и прочее последовательно добавлены в нее, и самое главное, внести изменения «задним числом» не получится. Каждый последующий документ связан программным кодом с предыдущим. То есть для того чтобы поменять один, необходимо внести изменения во всю цепочку.
В этом суть цепи: открытость и безопасность. Каждый занесенный в реестр документ останется неизменным в ней навсегда. А каждый последующий усложнит цепь, тем самым повысив ее безопасность.
Проще говоря, документы перестанут пропадать на неизвестных этапах, изменения в них внести будет невозможно, вся цепь поставок видна как на ладони, за несколько минут можно проследить весь путь товара, понять, в какой точке он находится сейчас. Удобно?
По мнению экспертов рынка, эта технология позволит в будущем сократить расходы на бумажную работу до 90%, оптимизирует коммуникации между всеми участниками процесса, ведь поводов для общения станет меньше. Кроме того, в цепочку могут быть включены все участники: продавец, покупатель, различные перевозчики, если транспортировка мультимодальная, таможенные органы и терминалы.
Впрочем, уже есть позитивные примеры: в прошлом году наши западные коллеги осуществили пилотные поставки с использованием этой технологии и остались весьма впечатлены.
Безусловно, для создания устойчиво работающей системы необходимо повсеместное ее внедрение и вовлечение всех участников в процесс, но вспомните: еще