Что нужно для того, чтобы стать логистом? Обладать логикой или досконально выучить столицы мира? Попробуем ответить на этот вопрос в нашем новом материале.
Для начала разберемся: кто такой логист? Формально его основная задача — доставить груз в целости и сохранности, уложиться в заданный бюджет и желательно привезти все вовремя. Если копнуть немного глубже — логисту нужно разработать схему поставок, найти подрядчиков, если силами своей компании выполнить работу невозможно, связать воедино заказчика перевозки и исполнителя, неустанно контролировать и после окончания перевозки получить по шапке все лавры.
В общем, логист — это стратег. Он должен видеть процесс целиком, понимать «узкие» места в перевозке, знать, где сэкономить, а где, наоборот, не скупиться, и решить, что делать, когда стройный бумажный план рассыпается о реальность, в которой случается так, что габариты груза не соответствуют заявленным, аэропорт внезапно закрывается по погодным условиям, а клиент слегка нервничает.
Высшее. Государственное
На самом деле в России есть около десятка, а если присмотреться, то и больше факультетов логистики в уважаемых и знаменитых вузах. В Высшей школе экономики есть факультет логистики, в Плехановской академии, в Государственном университете управления и даже в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ. Кроме того, есть масса региональных учебных заведений и практически бесконечное количество курсов переподготовки, где можно совместить МBA и логистику.
Поэтому, если вы решили все сделать правильно и уверены в своем выборе на ближайшие несколько лет, а лучше десятилетий, можно подойти к вопросу с академически правильным подходом и отправиться получать высшее образование. Будет ли это гарантией того, что все получится и вы найдете себя, успешную компанию и достойную компенсацию? Конечно нет! Но шансы существенно увеличатся.
Какие качества необходимы логисту для успеха? Что нужно делать на работе и какими реальными, кроме академических знаний, навыками и умениями нужно обладать?
Стрессоустойчивость, любознательность, стратегическое мышление — все это пригодится? Конечно, как на любой другой хорошей позиции в крупной компании. Впрочем, все эти рассуждения можно легко найти в открытых источниках, просто погуглив. Поэтому мы пойдем другим путем. Зайдем в департамент авиаперевозок «ТРАСКО» и поговорим с его руководителем о том, какие требования он ставит перед соискателями в свой отдел.
Жизненное. Утверждающее
Знакомьтесь: Алексей Каналин, руководитель департамента авиаперевозок.
— Алексей, какие сверхспособности нужны логисту, чтобы работать в «ТРАСКО»? Предвидеть будущее, читать мысли клиентов, управлять погодой?
— Все это совершенно точно пригодится, но не является ключевыми требованиями при приеме на работу. На самом деле, очень важны иностранные языки, так как мы организуем международные перевозки, общаемся с иностранными клиентами и партнерами. При всем уважении к русскому языку иногда его недостаточно.
Кроме того, очень важно знание инфраструктурной географии, то есть менеджер должен знать и понимать, где есть выход к портам, какое качество дорог по планируемым маршрутам, и прочее, прочее, прочее.
Нередко, работая по запросу, нужно сделать несколько вариантов одного маршрута, понять сильные и слабые стороны каждого, представить и защитить перед клиентом нужный.
Безусловно, менеджер должен знать, где можно оперативно найти требуемую для анализа информацию, чтобы быстро проинформировать клиента. И не всегда можно обойтись поисковиком в интернете.
— А разве всему этому не учат в вузах?
— Вуз дает базовые знания. Опыт, умение выходить из нестандартных ситуаций и многое из того, что нужно логисту в каждодневной работе, пожалуй, невозможно получить в вузе!
К тому же технологии не стоят на месте, а образовательная программа по объективным причинам не всегда это учитывает. Например, особенности технологических процессов погрузки, разгрузки, перевозки крайне важны, но именно они сейчас развиваются очень быстро, и, чтобы быть в курсе, нужно самостоятельно пытаться разобраться в предмете.
Еще один пример. Хороший логист должен учитывать не только географию, но и специфику работы в каждой стране. А она порой гораздо важнее нормативной базы. Ведь наша работа — общение с людьми, выстраивание отношений с учетом ментальных особенностей. То, что прекрасно работает в России, в Германии вызовет недоумение, а в Китае с вами просто прекратят общаться…
— Что же получается самое главное для логиста?
— Для меня, как руководителя, важно умение мыслить. Выстраивать логические цепочки. Работать в режиме многозадачности. А еще очень важно быть внимательным к деталям, каждый день через наш отдел проходит невероятное количество документов, все их нужно посмотреть, проверить, проанализировать. Ведь каждая деталь — это время, деньги и, возможно, часть
— Большой список знаний и требований получился. А реально попасть в «ТРАСКО» начинающему логисту? Или даже студенту?
— Безусловно. Например, я пришел в компанию студентом. И сейчас практика «выращивания» кадров сохранилась. Хотя мы в равной степени работаем и с молодыми сотрудниками, и с уже опытными, состоявшимися профессионалами. Главное, желание развиваться в своей профессии и искренне любить то, что вы делаете.
Реальная история
Хорошо рассуждать о том, что нужно, чтобы добиться успеха, когда ты руководитель департамента в крупной компании федерального уровня, вероятно, думают молодые сотрудники, посмотрев интервью выше. Конечно, но поверьте, руководителями редко становятся сразу после вузов. И у нас даже есть реальный пример. Как за восемь лет пройти путь от стажера до руководителя департамента? История Алексея Каналина.
«В 2011 году, когда я учился на пятом курсе МАДИ, начал задумываться о первом месте работы. До этого у меня был небольшой опыт практики работы в транспортных компаниях, но достаточно скромный. Я составил резюме, и почти первый звонок был из компании „ТРАСКО“, меня пригласили на собеседование.
Вероятно от волнения, мое собеседование прошло не самым блестящим образом, но компания была заинтересована в молодом сотруднике с высшим образованием, поэтому на время написания дипломной работы я получил должность помощника менеджера по мультимодальным перевозкам в одноименном отделе.
Уже работая тут, я определился не только с темой диплома, которую в дальнейшем успешно защитил, но и с направлением для развития собственной карьеры. Поэтому после вуза решил продолжить работу в „ТРАСКО“.
Заказов первое время не было, но первую перевозку, если честно, не вспомню, что, вероятно, свидетельствует о том, что она прошла неплохо.
Мне было очень важно пройти первые три ступени карьерной лестницы и стать ведущим специалистом, на тот момент это было для меня верхом мечтаний.
Я никогда не гнался за успехом, не думал о нем. Просто отдавался работе и делал то, что мне нравится. Не задумываясь о том, как это скажется на записях в трудовой.
Еще одна сильная мотивация: я смотрел на своего начальника и видел, как периодически он ходит в переговорную, общается с руководством компании, возвращается и рассказывает новости и решения. И были те, с которыми я не соглашался, но, как вы понимаете, высказать свое несогласие я мог только ему. Тогда я думал, что, если бы у меня была возможность попасть на одно из таких совещаний, не стал бы молчать и обязательно поспорил, и, возможно, то или иное решение было бы иным. Лучше, наверно.
В успехе работы в компании, я думаю, есть несколько составляющих. Одна из них пошла с институтских времен. Знаете, есть поговорка: сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя. Тут примерно так же. Наблюдая за сменой позиций в трудовой книжке, понимаешь, что поговорка справедлива. Делая качественно свою работу каждый день, ты получаешь в отчетный период зачет автоматом и переходишь на следующий курс».