Если вы не первый год связаны с транспортным рынком страны, в частности перевозок внутри сборных грузов по России или странам СНГ, то так или иначе успели заметить, что одна из его особенностей — использование серых схем, непрозрачное ценообразование и высокие риски. Но есть немало признаков того, что система меняется, и требует, другого слова не подберешь, изменений правил игры всех ее участников, в том числе и тех, кому просто нужно перевезти груз из точки, А в точку Б, не вникая во все сложности процесса.
Почему серые схемы доживают свои последние дни? Причины лежат на поверхности: чем меньше документов оформлено, тем выше риски, не говоря о том, что в большинстве случаев они подразумевают работу с наличными… Согласитесь, что у человека на видавшей виды «Газели», обещающего на честном слове довести ваш груз в целости и сохранности через полстраны, а то и в другое, хоть и дружественное государство, сложно требовать верно оформленный договор и вообще хоть
Касается ли это только частных и мелких перевозчиков? Вовсе нет. Когда на рынок выходят — в том числе и известные — игроки без понимания особенностей перевозки сборных грузов или с нежеланием работать «в белую», то сложностей не избежать. Отсутствие подготовки, опыта, собственного парка автомобилей вынуждает многих прибегать к высокорискованным схемам с договорами субподряда и низкой надежностью, что
Усложняем? Нисколько. Даже простой пункт «Оформление документов на груз» может вызывать проблемы. Например, возьмем документы и применение ставки НДС в зависимости от направления. При перевозке по России, НДС оформляется по обычной ставке 18%. При этом из документов вам понадобятся: транспортная накладная и экспедиторская расписка. А если доставка осуществляется внутри Таможенного союза или СНГ — уже нулевая ставка. Разберемся в деталях? Поясняет эксперт отдела перевозок сборных грузов по РФ и СНГ в «ТРАСКО».
«Начнем с того, что при перевозке сборного груза между странами Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Армения) оформляется CMR — основной документ международной автомобильной перевозки грузов, представляющий собой договорное соглашение между отправителем, перевозчиком и грузополучателем. При экспорте/импорте
При перевозке сборных грузов в экспортном режиме есть небольшой нюанс, вызывающий иногда вопрос. Какой номер машины и какого перевозчика/экспедитора стоит указывать в CMR, если происходит перегруз груза на транзитном складе? Иными словами, как быть, если забирает груз от грузоотправителя одна машина, а доставляет другая (например, забирает груз 1,
Какая ситуация с международной перевозкой? В случае оказания такого рода услуг в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ международные перевозки облагаются по нулевой ставке НДС. При этом международной признается перевозка, по которой пункт прибытия/выбытия находится за пределами территории России. В случае международных перевозок необходимо учитывать некоторые особенности. Так, договором должно быть предусмотрено прямое оказание отдельного вида услуг по международной перевозке, но никак не в качестве дополнительного вида услуг по основному договору поставки. Кроме того, организации, оказывающие услуги международной перевозки, должны использовать нулевую ставку НДС независимо от количества компаний и подрядных организаций, оказывающих услуги перевозки. Нулевая ставка НДС будет действовать даже в том случае, если услуги оказаны с использованием нескольких видов транспорта».
Эти нюансы нужно знать и применять не в теории, а на практике. Стоит ли объяснять, к чему приводят неправильно оформленные документы? Уверены, что такой необходимости нет. Можно ли надеяться на извечное русское «авось»? Конечно, вот только шансов, что это сработает, с каждым днем все меньше и меньше.