Ваш филиал: Москва
en / ru
28 Февраля 2017
Статьи

Один день из жизни… водителя-экспедитора

Профессия водителя-международника в чем-то сравнима с работой пилота. Каждый день новые города, романтика большой дороги и, конечно, бесконечные приключения. По крайней мере так представляется она большинству никак не связанных с профессией людей. Еще есть поверье, что у водителя всегда много времени, ведь он в основном только в окно смотрит да руль крутит. А как все обстоит на самом деле? Давайте отправимся в рейс и посмотрим, что представляет собой день водителя-экспедитора «ТРАСКО». Всего один.

2017-img_0462-min.jpg

Невозможно просто так взять и сесть в любой из 300 автомобилей, которые есть в распоряжении компании. У всех свои планы, маршруты, графики. Для начала мы выбрали самое простое направление — Москва — Смоленск — Москва. В теории для одного дня достаточный маршрут. Но только в теории. Когда нужный автомобиль приедет в Москву, ему необходимо выполнить несколько обязательных операций, без которых никак.

Вот тайминг. В среду машина прибыла на таможенный пункт в Подмосковье. Обычно процедура растаможивания груза занимает не менее суток, потом загрузка, еще сутки — и можно в путь. То есть по плану в субботу я должен был оказаться в Смоленске, но по факту рейс был назначен только на воскресенье. Обязательный выходной, который водитель должен использовать после 6 рабочих дней, нельзя отменить или перенести. Тахографу (прибору, контролирующему соблюдение режима) абсолютно все равно, где и как он оказался в этот момент. Сказано отдыхать — значит, отдыхать.

А ведь есть еще масса факторов, которые невозможно предугадать. Очереди на границе, погода… Как при таком количестве неизвестных что-то планировать? Тем не менее старт назначен на утро воскресенья. Поехали.

4.30.

База компании на Ильинском шоссе. На площадке для легковых автомобилей почти пусто. Сразу за ней в должном порядке выстроились желтые машины с синим логотипом на тенте. В одной горит свет. Видимо, моя.

Мой попутчик — один из старожилов компании — уже в офисе, сдает отчеты. Его день начался на пару часов раньше, на загрузке (то есть около 2.00, если что).

Пока я допиваю кофе и пытаюсь проснуться на утреннем морозце, он размашистым шагом пересекает площадку для стоянки машин.

— Пойдем, — говорит. — Я еще помыться должен. Это быстро.

Я, глядя на машину с трехдневной «небритостью» на кузове, думаю, что речь именно о ней. Но нет, о личной гигиене. И ведь правда, для того, кто зачастую лишен простых удобств, организация душа утром — это действие. Вот вы же не думаете о том, КАК вам принять душ. Вы просто просыпаетесь, идете в ванную комнату и открываете кран. И далее по плану. А что, если в ближайшие 2 недели у вас не будет ванной комнаты?

В «ТРАСКО» на базе предусмотрена специальная душевая на такие случаи.

Тем временем я залезаю с другой стороны в холодный автомобиль (удивительно, как быстро он успевает остыть на легком морозе), который внутри напоминает типичный офис, только с куда более привлекательным видом из окна. На центральной консоли расположился ноутбук (пока я складываю вещи, несколько отчетов по электронной почте улетают в офис), рядом — телефон, планшет, на консоли — чайник, точно с десяток зарядок и армия электронных коробок в слепой зоне ветрового стекла. Коробки — это система «Платон» и ее зарубежные аналоги.

5.30.

Выезжаем с парковки. Тяжелый тягач с 20 тоннами груза в прицепе легко маневрирует на довольно узкой парковке.

2017-img_5693-min.jpg

Мой собеседник сокрушается о нравах нового поколения, отсутствии уважения к опытным и старшим.

В основном его праведный гнев направлен на отдел управления транспортом (ОУТ), отвечающий за организацию маршрута. В качестве основного аргумента — приоритет скорости доставки клиентского груза над желаниями водителей. А причина была в том, что при выполнении предыдущего рейса с точки зрения логистики можно было позволить водителю заехать на одну ночь домой — это по пути следования и никак не сказалось бы на скорости доставки. Но ОУТ настоял на выполнении маршрута без изменений. Таким образом, автомобиль прибыл на таможню в среду в обед, однако таможенные процедуры начались только в четверг утром. Официальная позиция понятна: скорость доставки всегда в приоритете и теоретически шанс пройти таможенные процедуры раньше был, хотя и небольшой. К тому же предусмотреть все в дороге (где масса переменных) очень сложно, поэтому отделу управления транспортом в целом и конкретному менеджеру, конечно, спокойнее, когда автомобиль ночует на таможне, а не в 700 км от нее. Ведь мало ли что может случиться за ночь — снег, ураган, гололед — и вот уже своевременная доставка превращается в форс-мажор.

Переводя тему, я попросил рассказать немного подробнее про режим труда и отдыха (ЕСТР), ведь это ключевые правила построения рабочего дня.

— Все несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. В сутках 24 часа. Можно работать не более 4,5 часов подряд. Потом обязательный перерыв — 45 минут. Можно разбить этот интервал на 30 + 15. Суть в том, что можно ехать не более 9 часов и при этом не менее 9 часов должно приходиться на полноценный сон.

Из 7 дней в неделе один должен быть выходным, то есть после 6 дней работы 1 день обязательного отдыха. Штрафы за нарушение режима труда и отдыха большие. Ответственность за соблюдение полностью лежит на водителе.

ДЛЯ СПРАВКИ:

График работы на 1 день

Первый способ: 2 часа едешь, 15 минут отдыхаешь, 2,5 часа едешь, 30 минут отдыхаешь, 4,5 часа едешь, 9 часов отдыхаешь.

Второй способ: 4 часа едешь, 45 минут отдыхаешь, 4 часа едешь, 45 минут отдыхаешь, 1 час едешь, 9 часов отдыхаешь.

2017-img_0380-min.jpg

Помимо ЕСТР есть несколько видов работы, которые должны правильно выставляться на тахографе: полноценная — это работа водителя, связанная с управлением автомобилем. Другая работа — это время на обслуживание, оформление документов. Работа с документами тоже приравнивается к работе, не связанной с управлением машиной.

Таким образом, при простое в очереди на таможенном пункте на тахографе необходимо выставить режим другой работы. Поставил в режим отдыха? На выезде, если транспортный инспектор остановит, получишь штраф.

Хотя по факту ты не проехал ни километра.

Между тем за окнами мелькает МКАД. Как всегда, безумная в своем желании нестись куда-нибудь, только бы не стоять. Всем нужно туда, вперед.

Тут и там снуют легковые машины, которые с высоты нескольких метров выглядят комично.

Ловко ныряя в съезд на Минское шоссе и ухая на кочках (подвеска на пневмоэлементах, да), желтый автомобиль вновь выбирается за пределы города.
6.30.
На улице уже светает. Низкие облака нависают над дорогой. Машин в области немного, но есть.

Мой собеседник уверен, что сейчас мы быстро доедем. Мало кто собирается в дорогу в такое время. Обычно после обеда или часов в 12. Все просыпаются и начинают наверстывать упущенное время, сжигая лишнее топливо.

Через какое-то время попутных машин становится все больше.

2017-img_5560-min.jpg

Белый Volvo старательно обгоняет по левому ряду. Впереди горка и светофор, сейчас он расходует топливо по максимуму, а потом будет тормозить изо всех сил.

Каждый такой «гонщик» потом привезет пережег в десятки литров, а приедет на час раньше. Вот и найди тут смысл…

Кстати, о расходе топлива. Водители сетуют, что на установленную в компании норму расхода топлива особо не разгуляешься. Ведь тут много объективных внешних факторов: встречный ветер и дождь — расход сразу выше.

С одной стороны, это правда: если грузовой автомобиль с соответствующей аэродинамикой пустить со скоростью 90 км/ч, такие вещи будут весьма ощутимы. С другой, по словам начальника транспортного отдела Александра Пятибрата, в эту норму включены возможные особенности движения. Точнее, это усредненные показатели, полученные опытным путем на основании статистики рейсов за долгий период. Кроме того, один рейс — это не 100 км, а несколько тысяч. Поэтому если на одном участке пути условия движения сложные, то на другом, напротив, простые. За счет этого достичь нужных показателей более чем реально.

2017-img_0360-min.jpg

Многое зависит от манеры управления. Например, такая, как у моего собеседника, свойственна в основном владельцам гибридных автомобилей: интенсивный, но не настойчивый разгон с плавным переключением передач вверх и езда накатом, используя особенности рельефа.

Интересно и то, как на R440 происходит процесс торможения. Когда водитель отпускает педаль акселератора, многотонный грузовик начинает тормозить двигателем, перекидывая последовательно передачи вниз. Таким образом, опытный водитель нажимает на тормоз только в самом конце. Перед светофором!

К слову, за всю дорогу, что мы ехали до Смоленска, скорость выше 80 км/ч я видел только один раз.

7.30.

Тут стоит отдельно сказать про «умную» систему оценки движения Scania: автомобиль самостоятельно проводит анализ характера вождения и выдает показатель экономичности каждого водителя. В том числе и по нему в «ТРАСКО» оценивают работу каждого сотрудника за рулем.

Выглядит это так: при соблюдении определенных условий на центральном дисплее приборной панели появляется надпись «Экономичное вождение!»

2017-img_5691-min.jpg

Но, конечно, дело не только в том, как и в какой момент нажимать на педаль газа, очень многое зависит от того, как закреплен груз в кузове. Расположение и крепление способны как сократить, так и увеличить расход топлива. Кстати, узнать об этом больше можно тут: http://www.trasko.ru/articles/5/

8.30.

Между тем Московская область осталась позади. Вопреки моим ожиданиям (основанным на рассказах более опытных товарищей), рация молчит. В эфир почти никто не выходит. Несколько раз предупреждали о «работающих машинах» в населенных пунктах, но по всему было видно, что большая часть водителей еще спит.

Кстати, вот и стоянка. 45 минут отстоя.

Занимал правое кресло и записывал умные мысли Денис Арендарчук.