15 Марта 2018
Статьи

11 условий Инкотермс-2010

Мы уже рассказывали о том, что такое правила Инкотермс и зачем они нужны.

Сегодня остановимся немного более подробно на условиях поставки и расскажем, что скрывается за грозными аббревиатурами. Поехали.

Напомним, что Инкотермс — международные правила доставки товаров, которые признаны государственными и коммерческими структурами по всему миру. Проще говоря, ни один международный контракт без них не обойдется.

2018-inkoterms-sm-min.jpg

Свод правил позволяет покупателям и продавцам по всему миру договариваться без лишних сложностей и в целом говорить на одном языке, а не изобретать велосипед в каждом новом контракте. Просто выбирайте из приведенных ниже условий и работайте.

Итак, всего существуют 11 условий поставки.

Для удобства все они разделены на 4 группы.

Группа E (EX WORKS) — условия EXW, или отгрузка у места отправки. То есть, по сути, самовывоз.

EXW, или «франко завод», — это условия, при которых продавец не участвует в перевозке. Погрузка, транспортировка, уплата таможенных пошлин полностью лежат на покупателе, если не оговорено иное.

Это крайне удобное условие для продавца, так как минимизирует все возможные риски.

Покупателю же стоит подумать, как он будет производить таможенное оформление и доставлять товар, до покупки, а не после.

Группа F (FREE) — в эту группу входят условия FCA, FAS, FOB. Главное, что вам нужно знать о них, так это то (сюрприз!), что основная перевозка не оплачивается продавцом товара.

FCA (free carrier), или «франко перевозчик». Согласно этим условиям продавец самостоятельно осуществляет таможенное оформление экспорта продукта и передает покупателю товар в указанном месте. Если передача осуществляется на территории продавца, то он несет ответственность за погрузку. Все остальные после погрузки действия полностью ложатся на плечи покупателя.

Примечательно, что в этом пункте есть и дополнительные термины, которые нужны тогда, когда груз занимает все пространство транспорта, которым перевозится:

  • FOT (free on truck) (при перевозке авто)
  • FIW (free in wagon) (ж/д перевозка)
  • FIB (free into barge) (перевозка на барже)

А когда вам необходимо консолидировать груз на складе и нужно это согласовать с продавцом, который организует доставку, может применяться следующая терминология:

  • FT (free terminal) (терминал)
  • FOR (free on rail) (станция отправления)
  • FFB (free ferry berth) (паромный причал)

Но отправимся дальше.

FAS (free alongside ship), или «свободно вдоль борта судна». Это условие может применяться, только если перевозка осуществляется морским или внутренним водным транспортом. В этом случае ответственность продавца заканчивается тогда, когда груз размещен вдоль борта судна на причале или лихтерах (баржах) в указанном порту. То есть таможенное оформление экспорта и доставка до порта тоже осуществляются продавцом. После этого все вопросы доставки решаются покупателем.

Это условие имеет смысл использовать при перевозке грузов навалом или в таре. Для контейнерных перевозок применяют FCA.

FOB (free on board), или «свободно на борту судна». Все то же самое, что и условия FAS, только продавец должен погрузить груз на борт судна.

Группа С — CARRIAGE. Тут правила CFR, CIF, CPT и CIP. По этим условиям основная перевозка оплачивается продавцом.

СFR (coast and freight) и CIF (cost, insurance, freight). В первом случае «стоимость и фрахт», во втором еще и страховка.

Условия схожи с FOB/FAS, однако к ним добавляется обязанность продавца оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в порт назначения (CFR), и добавить к указанному ранее страховку (CIF). Эти условия также могут применяться только при перевозке по морским или водным путям.

CPT (cost paid to) и CIP (cost and insurance paid to). Согласно этим условиям продавец обязан передать товар перевозчику в месте назначения. Все расходы по оформлению экспорта, доставке (CPT) и страховке (CIP) лежат на продавце. В тот момент, как товар передан перевозчику в месте назначения, покупатель принимает риски на себя. При этом при условии поставки CPT страхование осуществляется за счет покупателя, а при CIP продавец оплачивает страховку с минимальным покрытием.

D — DELIVERY. Заключительная группа условий. В нее входят DAP, DAT, DDP. А это группа условий, которая, по сути, представляет собой «полноценную» доставку груза от покупателя до продавца.

DAT — (delivered at terminal), или «поставка на терминале». Согласно этому условию продавец должен доставить товар на указанный покупателем терминал и осуществить разгрузку. После разгрузки покупатель занимается дальнейшим оформлением и, соответственно, принимает на себя все риски.

DAP (delivered at point), или «поставка в пункте». Согласно этому пункту продавец несет все возможные риски до того момента, как товар будет подготовлен к разгрузке с транспортного средства. До этого момента все расходы лежат на продавце. Покупателю остается только провести таможенное оформление и уплатить пошлины.

DDP (delivered duty paid), или «поставка с оплатой пошлины». Продавец доставляет покупателю товар, уже прошедший таможенную очистку. Покупатель принимает все риски, как только получает доступ к товару.

Если продавец по каким-либо причинам не может осуществить уплату пошлин, то применяется термин DDU.

Это самый комфортный для импортера способ доставки товара, но при таможенном оформлении товара, поставляемого на этих условиях, есть очень существенные нюансы, усложняющие процесс.

Стоит помнить, что Инкотермс не являются международным договором, а в России правила носят исключительно рекомендательный характер.

А если у вас остались вопросы по условиям Инкотермс, смело задавайте нашим специалистам отдела ВЭД.

2017-incoterms_(2013)-min.jpg