Ваш филиал: Москва
en / ru
26 Июля 2018
Статьи

Автоперевозки в Стране Советов

Страна, на пересечение которой на самолете требуется не менее десяти часов, совершенно точно нуждается в развитой транспортной системе. Следовательно, представить ее без автомобильного транспорта просто невозможно. Как он развивался? Посмотрим.

Можно смело сказать, что на рубеже XIX–XX веков в России отсутствовал автомобильный транспорт и тем более автомобильная промышленность. Роль грузовиков выполняли большей частью тихоходные конные телеги, не требовавшие ровных дорог и инфраструктуры. Призыв во всем равняться на Запад как бы не коснулся транспортной сферы, хотя, безусловно, отдельные предприятия существовали, но назвать это системой было сложно.

Тем не менее к 1917 году в стране насчитывалось около 40 тысяч автомобилей, приобретенных за рубежом или собранных в том или ином виде локально, которые, впрочем, в годы перехода власти существенно износились и требовали ремонта или замены.

После революции советская власть осознавала необходимость развития транспорта, поэтому спустя год был образован центральный автотранспортный отдел, в функции которого входило управление всеми транспортными делами. А уже в июне 1920 года приняли первый государственный документ, регламентирующий вопросы использования автомобильного транспорта — декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об автодвижении по Москве и ее окрестностям (правила)», лично подписанный вождем, товарищем В. И. Лениным.

Еще через год при Наркомате путей сообщения организовали Центральный комитет по перевозкам, что стало началом создания транспортной системы страны, а логическим продолжением послужило введение платности перевозок, тарификации и определения порядка перехода всех транспортных организаций на хозрасчет.

Вместе с тем в СССР стало развиваться автомобилестроение. Первые грузовые автомобили сошли с конвейера столичного завода АМО в 1924 году, проехали по главной площади страны во главе колонны демонстрантов на традиционной демонстрации 7 ноября с определенной долей торжественности, разумеется.

2018-543240ca34f238c5155c5aa260abdfb8-min.jpg

Источники фотографий: Завод МАЗ, завод ЗИЛ.

Невероятно, но к 1936 году страна вышла на первое место в Европе и второе в мире по производству грузовых автомобилей. Начался экспорт, яркий тому пример — Турция, закупившая внушительную партию машин, что дало стимул вести развитие транспортной отрасли со всей осознанностью и серьезностью.

В ближайшее десятилетие в стране и союзных республиках были организованы самостоятельные наркоматы автомобильного транспорта, сеть транспортных предприятий по ремонту и обслуживанию, проведена значительная работа по повышению эффективности перевозок, борьба с порожними пробегами и впечатляющая подготовка кадрового состава.

События 1941–1945 годов смешали карты промышленникам, в военное время созданная инфраструктура служила иным целям. Восстановление началось ближе к 1950-м, а развитие продолжилось только в 1960-х. Этот период характеризуется расцветом мультимодальных перевозок, большую часть которых составила связка автомобильного и водного транспорта, впечатляющие перевозки негабаритного оборудования и тяжеловесных грузов.

Что касается инфраструктуры, то за годы советской власти протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием была увеличена с 37 тысяч до более чем 800, грузооборот вырос с 0,1 до 480 млрд тонно-километров. При этом средняя дальность перевозки одной тонны груза стала больше в 1,84 раза. Только в период с 1940-го по 1985 год темпы роста грузооборота на автомобильном транспорте увеличились в 30 раз!

Вместе с рекордными показателями сложно не отметить уровень правового регулирования перевозок, который явно отставал по темпам развития. Достаточно упомянуть, что нормы о договоре перевозки длительное время просто отсутствовали, а Гражданский кодекс РСФСР от 1922 года и вовсе не включал каких-либо норм, направленных на регулирование договора перевозки. Лишь в 1961 году в Основах гражданского законодательства СССР и республик можно найти отдельную главу под названием «Перевозка». В Гражданском кодексе 1964 года появились отдельные определения договора доставки грузов и ссылки на правовые документы, определяющие ответственность перевозчика.
Впрочем, об особенностях законодательного регулирования автомобильных перевозок в Стране Советов и России мы еще не раз с вами поговорим. В других материалах.