Ваш филиал: Москва
en / ru
20 Июня 2019
Статьи

Эпоха смены климата

Логистическая область — большой парадокс современности. Созданная на почве самых технологичных механизмов — транспортных средств — она со временем превратилась в динозавра, который не заметил изменений климата. Десятилетиями с начала цифровой революции в логистике ничего не менялось. Но, кажется, время перемен пришло.

2019-1000-.-min.jpg

Почему изменений не было?

Спросите любого, кто на рынке более 10 лет, он вам несколько часов будет рассказывать про сложность и непрозрачность процессов, невероятное количество переменных и общие особенности работы. Тем не менее каждый день появляются стартапы, СЕО которых собираются сделать революцию. Пока не получается. Но это материал не про закат эпохи. Расскажем о том, как эволюционируют мастодонты.

Около 7 лет назад журнал The Economist провел исследование, в котором выяснил влияние новых цифровых технологий на цепочку поставок. Итоги были такими:

  • новые технологии коснутся всех областей, в том числе и логистической;
  • успешный рост будет только у тех компаний, которые начнут осваивать новые технологии;
  • за счет новых технологий скрыть плохое качество и огрехи в работе будет все сложнее;
  • процессы станут прозрачнее для всех;
  • бизнес на основе big data станет основой роста.

В 2012-м это звучало как фраза из начала 80-х «выйду из дома — позвоню». И тем не менее некоторыми игроками итоги этого исследования были восприняты как план действий. Пойдем последовательно.

Роботизированные склады

Давно перестали быть чем-то фантастическим. В распределительных центрах одного из крупнейших мировых интернет-ретейлеров трудится более 30 тысяч роботизированных систем, которые полностью взяли на себя процесс комплектации, упаковки и хранения товаров. Более того, создание таких складских помещений позволило компании сократить операционные расходы на складской сегмент на 20%.

2019-2-1000-.-min.jpg

Сенсорная логистика

Другое направление — так называемая сенсорная логистика. По сути, это сервис для контроля поставок в режиме реального времени, а не только в заданных точках. Он позволяет при помощи специальных меток и датчиков отслеживать не только положение груза, но и заданный температурный режим. А в дальнейшем и правильность маркировки, и угол наклона груза в кузове, и множество других параметров.

Кстати, новые рефрижераторные полуприцепы, которые только поступили к нам в эксплуатацию, тоже обладают набором датчиков, позволяющих в режиме реального времени отслеживать как положение и температурный режим, так и открытие/закрытие дверей полуприцепа.

Документооборот

Следующий большой пласт работы в логистике — документооборот. Цифровизация этой области, с одной стороны, очевидна, с другой — вызывает массу вопросов. Особенно в России. Пока все происходит на бумаге, процессы остаются непрозрачными, а небольшие огрехи можно потерять между стульями. Полная цифровизация приведет к обелению области и, возможно, новым игрокам в старых процессах. Например, государство.

Между тем европейские партнеры уже давно перешли на электронную систему обмена самыми важными документами. И это касается не только коммерческих организаций, но и муниципальных. В соседней Финляндии 10 лет назад была внедрена система единого окна PortNet, позволяющая обслуживать все порты онлайн. Она позволяет в минимальные сроки соблюдать все необходимые формальности и отслеживать положение груза. Системы AREX и ELEX — электронные таможенные системы для оформления торговых деклараций на импортируемые и транзитные грузы и для обработки экспортных деклараций, которые позволяют быстро и без электронной подписи оформить документы и контролировать прибытие и убытие товара.

Отчасти это стало возможно благодаря тому, что на всей территории Евросоюза действует программа регистрации и идентификации субъектов ВЭД — EORI (Economic Operator Registration and Identification). Любому экспортеру, импортеру, перевозчику или владельцу склада достаточно зарегистрироваться и получить специальный номер, который в дальнейшем указывается во всех документах и широко применяется таможенными и другими органами власти при обмене информацией, в том числе и для анализа рисков.

В России пока нет официального стандарта электронного транспортного документа. Поэтому эксперты «ТРАСКО» принимают активное участие в разработке отраслевых стандартов с крупнейшими игроками рынка.

Интернет вещей

Он касается в первую очередь производителей техники, автомобилей, погрузчиков, прицепов. Системы контроля как за автопарком, так и за отдельными единицами транспорта — уже давно не новость. Они позволяют крупным игрокам уменьшить издержки, сократить затраты на топливо и более тщательно прогнозировать обслуживание транспорта, что, в свою очередь, положительно сказывается на надежности и устойчивости бизнеса в целом.

Системы Fleet Management, также активно работающие в «ТРАСКО», являются не только неотъемлемой частью процесса перевозки, но и играют мотивирующую и контролирующую роль в работе с персоналом. Отслеживание мест парковок, количества заправок, да и в целом стиля управления автопоездом каждого сотрудника позволяет сделать далекоидущие выводы.

Bigdata

При работе с этим параметром самый большой вызов для логистической сферы — кадры. Очевидно, что привлеченные IT-специалисты не всегда реалистично оценивают риски, сложности и специфику логистической сферы. С другой стороны, логисты не обладают нужной компетенцией. Компании могут наращивать собственные знания, занимаясь ростом нужных профессионалов внутри, как, например, это происходит в банковской сфере, но процесс этот небыстрый и непростой. Ясно одно: кто сможет правильно управлять большими массивами данных, тот получит еще одно преимущество в эпоху перемен.