Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
23 сентября 2019
Статьи

Как устроена сортировочная станция

Если вы когда-нибудь видели работу железнодорожной сортировочной станции, то наверняка впечатлились масштабностью процесса. Если никогда не видели, ничего страшного, смотрите материал ниже, покажем и расскажем, как это все работает.

2018-dji_0050-sm3-min.jpg

Представьте ситуацию: из Екатеринбурга в сторону Москвы отправляется поезд, в одном составе — вагоны для Москвы, Питера, Казани, Ганновера и Неаполя. Можно развозить их все последовательно по этим городам, но тогда время доставки будет достаточно долгим, а можно подцепить нужные вагоны к поездам, следующим в нужном направлении.

Сортировочный узел на железной дороге необходим для того, чтобы распределять вагоны из одного состава в разных направлениях. Если выражаться более академично, то он предназначен для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом пропуска транзитных составов и обслуживания.

В московском транспортном узле есть несколько крупных сортировочных станций, но главных две: Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное. Последняя, кстати, является крупнейшей в Европе как по числу путей сортировочного парка, так и по количеству пропускаемых вагонов. На ней и остановимся подробнее.

Бекасово-Сортировочное находится на Большом кольце Московской железной дороги, вблизи от главного хода Киевского направления. Станция располагается в поселении Киевский Троицкого округа Москвы. Тут переформируется весь грузопоток, входящий в Москву и Подмосковье по Рижскому, Смоленскому и Киевскому направлениям. Та часть, что предназначена в сам город, отправляется маршрутами Бекасово — Люблино-Сортировочное (через Столбовую), таким образом разгружая небольшие сортировочные станции Киевского и Смоленского радиуса в черте столицы.

2018-dji_0051-sm3-min.jpg

Но как происходит сортировка? Если мы посмотрим на план станции, то увидим входящие линии в самом начале и несколько широких частей со множеством путей, которые каждый вагон последовательно проходит. Работает это следующим образом.

Для начала все составы приезжают в парк приема. В данном случае парк приема «А». Тут вагоны переписываются, в автоматическом или ручном режиме с каждого списывается уникальный номер и добавляется в базу, а специальная программа сортировки обрабатывает полученную информацию и составляет сортировочный план — главный документ, на основании которого будет происходить дальнейшее распределение состава.

2018-dji_0053-sm3-min.jpg

Кроме того, каждый вагон попадает под технический и коммерческий контроль, при первом выясняется состояние вагонов, при втором проверяется целостность груза.

Парк «А» в Бекасово находится в северо-западной части станции, всего 12 путей.

Далее, чтобы создать новые составы, текущие необходимо расцепить, вагоны в нужном количестве отправить по заданным направлениям.

Для этого вагоны поступают в приемо-отправочный парк «Б». Он находится к югу от парка «А». Программа самостоятельно распределяет вагоны по составам, и единственная задача человека — вовремя расцепить в нужном месте необходимый вагон.

2018-dji_0057-sm3-min.jpg

Дальше начинается магия: вагоны под силой собственной тяжести скатываются в самое сердце любой сортировочной станции — сортировочную горку. Тот самый участок, где происходит собственно распределение вагонов по новым составам. Здесь вагоны разгоняются, чтобы самостоятельно добраться до состава, тормозятся при помощи специальных установок, которые, кстати, тоже управляются автоматикой, и подцепляются к нужным составам. Скорость контролируется при помощи датчиков, на основании которых тормозные пары прикладывают нужное усилие для торможения вагона.

В Бекасово горка находится к востоку от парка «А». Вагоны попадают на горку с запада из парка «А». На горке 4 пути надвига, 3 пути роспуска и 3 тормозные позиции.

На этом главная задача — формирование новых составов — окончена, и вновь сформированные поезда могут отправляться в путь.

Кстати, все вот это можно увидеть своими глазами, проделав небольшой условно путь от столицы в направлении Наро-Фоминска. И, если будете на месте, посмотрите на площадку перед центральным постом управления. Тут есть небольшая экспозиция под открытым небом: маневровый тепловоз ТГМ23В, автомотриса АС1 (моторный самоходный вагон с двигателем), грузовая крановая дрезина ДГКУ, а также открытая платформа, тупик, стрелочный перевод и семафор. Все это дает наглядное представление о происходящем.